9.2. «Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превесёлая же, право, штука» (по тексту С. Черного)


Смысл приведенной фразы, которая завершает весь текст С. Черного, можно объяснить следующим образом: придуманная девочками Валей и Катей игра заставила их по-другому посмотреть на прочитанного ими «Кавказского пленника». Если после прочтения книги они чувствовали грусть, то после игры им сделалось весело. В ходе игры девочки получили массу положительных эмоций, которые не мог получить попавший в плен Жилин. Игра, отличавшаяся от сюжета толстовского произведения, превратила грустное в веселое. Финальные строки текста С. Черного имеют юмористический характер, так как описанное Л.Н. Толстым в «Кавказском пленнике» не может быть «превеселой штукой», какой вывод из игры сделали Валя и Катя, которые не смогли прочувствовать все то, что мог чувствовать Жилин в плену. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, Мишка, которого сестры позвали играть с ними в «Кавказского пленника», спрыгнув в яму, начал играться с собакой Тузиком: они «катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лары, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев». Об этом говорится в предложении № 37. Здесь показано, что поведение Мишки, которого взяли в игру на роль Жилина, не соответствовало тому, как вел себя в плену сам Жилин, поэтому неудивительно, что девочки Валя и Катя постепенно начали отходить от грусти.


Во-вторых, так как ни Мишка, ни Тузик даже не пытались «удрать» с помощью опущенного сестрами шеста, Валя и Катя спустились к ним в яму, «уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть». Об этом свидетельствуют предложения № 46-49. Автор показывает, что ни поведение Мишки и Тузика, которые играли роли Жилина и Костылина, ни Валя и Катя, которые играли роль татарской девочки Дины, не соответствовало сюжету толстовского «Кавказского пленника», следовательно, девочки и Мишка не понимали всей серьезности той ситуации, в которую попал Жилин.

В-третьих, под конец игры у Вали, Кати и Мишки «глаза от удовольствия блестели». Об этом говорится в предложении № 55. Здесь показан полный переход героинь от состояния грусти к состоянию веселья. Игра в «Кавказского пленника», которая отличалась от сюжета произведения Л.Н. Толстого, доставила Вале и Кате исключительно положительные эмоции, так как они относились ко всему только как к игре. В предложениях №60-61 показано, что сестры спокойно «вскарабкались по шесту», а после шли рядом с матерью, прижимаясь к ней, «как котята». Отсутствие грусти связано с тем, что Валя и Катя смогли с легкостью выбраться из «плена», чего не мог сделать герой толстовского «Кавказского пленника».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финальная фраза подчеркивает юмористический характер текста С. Черного: девочки, играя в игру, отличающуюся от сюжета произведения Л.Н. Толстого, не чувствовали тех эмоций, которые испытывал герой «Кавказского пленника», поэтому с помощью игры грустное превратилось в «превеселую штуку».

С полным текстом С. Черного можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 1 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова воображение? (по тексту С. Черного)