«Дай жизнь своим берегам. Женщина увидела Мудреца, проходившего мимо ее двора, и пригласила отдохнуть под сенью орехового дерева» (по тексту Амонашвили)


Может ли один человек помочь абсолютно всем нуждающимся? Обладает ли он необходимой для этого силой? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте советский, российский педагог и психолог Ш.А. Амонашвили.

Проблема ограниченности человеческих возможностей раскрывается через притчу о речке и через историю женщины, встреченной Мудрецом.

Речка из рассказанной Мудрецом притчи была обеспокоена тем, как помочь пустыне, она печалилась от того, что у нее не получалось принести пользу пустыне целиком. Однако райская птичка сказала речке, что орошать всю пустыню ей «не под силу», убедив ее в том, что она и так делает все, что может, когда дает жизнь своим берегам, способствуя тому, чтобы «распускались цветы, шуршала трава, пели птички, ивы опускали свои длинные ветви».

Какую же мысль этой притчей хотел донести Мудрец в беседе с встреченной женщиной? Он хотел успокоить Женщину, тяготившуюся от того, что она не знает, как усыновить и удочерить всех брошенных и обездоленных детей. Обращая внимание на то, что помочь совершенно всем нуждающимся детям она не может, Мудрец выражает мысль о том, что она, заботясь о тридцати беспризорных детях, уже делает все, что в ее силах.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: как бы человек не стремился и не старался помочь абсолютно всем нуждающимся, у него нет на это сил и возможностей.

С автором текста нельзя не согласиться. Помочь всем окружающим невозможно, потому что возможности у людей ограниченные. Не все зависит от желаний и стараний человека, многое ему не под силу. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показано стремление Андрея Соколова помочь своим соотечественникам, у которых при наступлении немцев не осталось боевых снарядов. Понимая, что его товарищи могут погибнуть, главный герой пытается проскочить мимо немцев и доставить батарее снаряды. Однако сделать это Андрею Соколову не удалось, поскольку он был подбит врагами и взят в плен. Автор заставляет задуматься над следующим: как бы искренне не хотел главный герой помочь всем своим соотечественникам, у него не было на это нужных сил.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор выступает против лужинской теории «целого кафтана», согласно которой человек не должен помогать другим людям, так как в этом случае «целого кафтана» не останется ни у того, кому помогают, ни у того, кто помогает. Через образ Сонечки Мармеладовой и через гуманистическое начало Раскольникова в романе выражена мысль о необходимости помощи окружающим людям, однако то, что Раскольникову так и не удалось помочь Семену Захаровичу Мармеладову, несмотря на предпринятые попытки, указывает на то, что помочь совершенно всем невозможно.

Таким образом, поскольку человеческие возможности ограничены, помочь абсолютно всем невозможно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Учитель. Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе» (по тексту Яковлева)
  • «В туннеле артезианского колодца. Мой проводник зажег свечу. Перед нами зияло черное отверстие подземной штольни» (по тексту Гиляровского)
  • «Часто, говоря о культуре, подразумевают в первую очередь произведения искусства: статуи, архитектурные ансамбли, литературные памятники» (по материалам энциклопедии для детей «Общество»)
  • «Шинель без хлястика. Была вечеринка. Мать хлопотала возле стола и танцевала с сыном, который только что окончил десятилетку и пригласил к себе первых в жизни гостей: парней и девушек, таких же, как он, вчерашних школьников» (по тексту Астафьева)