9.1. «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные» - Г.Я. Солганик


Высказывание Г.Я. Солганик, смысл которого заключается в том, что монологу-рассуждению свойственны предложения с вопросительной интонацией и конструкции синтаксиса, которые передают логическую связь явлений, можно объяснить следующим образом: монолог, под которым понимается вид речи, при котором активным является говорящее лицо, бывает следующих видов: монолог-повествование, монолог-рассуждение и монолог-исповедь. Для монолога-рассуждения, о котором говорится в высказывании лингвиста, характерны такие синтаксические построения, которые содержат умозаключения и констатацию фактов. Монолог-рассуждение предполагает, что высказывания отражают логическую взаимосвязь между явлениями. Такой вид монолога строится по схеме «тезис – доказательство – вывод». Именно поэтому широко используются изъяснительные придаточные и обстоятельственные придаточные со значением причины, цели, условия, следствия, уступки. Также в монологе-рассуждении часто используются вопросительные конструкции, выступающие в качестве средства выразительности. Наличие вопросов, на которые отвечает сам говорящий, отражают ход его рассуждений, оживляют речь. В справедливости предложенного для анализа высказывания можно убедиться, обратившись к тексту А. Платонова.

Во-первых, проанализируем следующий фрагмент текста: предложения 12-15. Здесь описываются попытки малолетнего Егора, наблюдающего за жуком, понять, кто он такой. В предложении 12 наблюдается обстоятельственное придаточное цели («чтобы увидеть») и изъяснительное придаточное («кто он такой»). В предложении 14 наблюдается изъяснительное придаточное («что это не жук, а кто-то более важный и умный»). В предложении 15 наблюдается обстоятельственное придаточное цели («чтобы тот улетел по своему делу»). Получается, что в четырех предложениях насчитываются целые четыре конструкции, которые отражают логическую взаимосвязь.


Во-вторых, рассмотрим предложения 24-26. Здесь наблюдаются посетившие ночью Егора мысли о том, что сейчас кто-то бесстрашно совершать путь по «пустой дороге». В предложении 24 наблюдается два однородных изъяснительных придаточных (во-первых, «что сейчас делается в темном поле», во-вторых, «кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу»). Это также является отражающими логическую связь конструкциями. Предложение 26 представляет собой вопросительное предложение, которое не требует ответа: «Кто он такой?». Являясь синтаксическим средством выразительности, оно оживляет повествование о ночных мыслях мальчика Егора.

Исходя из всего вышесказанного, можно следующий вывод о справедливости утверждения Г.Я. Солганика о том, что для такого вида монолога, как монолог-рассуждение, свойственны синтаксические конструкции, с помощью которых передаются отношения уступки, условия, причины и следствия, а также которые предполагают вопросы и изъяснения.




Вариант 35 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Мать задумалась и тихо сказала: – Тебе это приснилось» (по тексту А. Платонова)
  • 9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту А. Платонова)