«Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы» (по тексту Пришвина)


Каким должно быть путешествие? Что такое «свободное» путешествие? На эти вопросы отвечает М.М. Пришвин, автор предложенного для анализа текста.

Проблема путешествий раскрывается через рассуждения и воспоминания рассказчика, любившего путешествия.

Рассказчик утверждает, что однажды у него возникло «такое сильное желание странствовать, что <он> становился больным и неспособным к работе». Но какие цели преследовал рассказчик, желая путешествовать? Говоря о том, что он «оплавал почти все Белое море и по Северному океану довольно много в России и в Норвегии»», отмечая, что каждый посещенный им край имел свои черты, рассказчик демонстрировал, что у него не было особых целей, что он путешествовал по зову сердца.

Рассказчик отмечает, что во время путешествий он заботился лишь о «добросовестном изучении местной жизни», внимательно слушая и наблюдая за окружающим его миром. Он признается, что никогда не заботился о том, чтобы собирать материал для повести о путешествиях, иначе он бы лишился свободного характера путешествий, которые стали бы подчиняться его личным целям.


Авторская позиция может быть сформулирована так: путешествие, которое принесет истинную пользу человеческой душе, должно быть свободным, то есть основанным не на достижении личных целей, а на стремлении познакомиться с особенностями окружающей местности.

С автором текста нельзя не согласиться. Путешествуя, нужно отдаваться моменту, а не думать о том, как можно добиться каких-то целей с помощью путешествия. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе В.П. Астафьева «Весенний остров» показано, что рассказчик, путешествующий на пароходе, не пытался извлечь из ситуации какую-то выгоду. Он просто «стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи». Рассказчик не спит, в отличие от других путешествующих на пароходе, не из-за того, что он хочет описать увиденное в произведении, а потому что чувствует в этом душевную необходимость. Именно интерес к окружающей местности помог рассказчику увидеть необычный остров, на котором еще наблюдалась весна. Рассказчик сам говорит о том, что такое исключительное явление было встречено им «нечаянно».

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе А.С. Грина «По закону». Рассказчик признается, что в шестнадцатилетнем возрасте он стремился к кругосветному плаванию, при этом обладая «весьма смутными представлениями о морской жизни». Это говорит о том, что рассказчик хотел оказаться в путешествиях-приключениях, а не стать моряком. Он признавался, что «жил в полусне новых явлений». Можно сказать о том, что рассказчик не имел целей в повседневном и бытовом значении этого слова, его желание путешествовать основывалась на душевных порывах.

Таким образом, путешествие должно ориентироваться на душевной необходимости, а не на желании добиться личных целей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Чего нам так не хватает?» (по тексту Лиханова)
  • «С годами меня все чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе» (по тексту Гранина)
  • «Жизнь и смерть – вечная тема искусства, потому что очевидно, что человеческая судьба заключена именно между двумя моментами – рождением и смертью» (по тексту Быкова)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание)...» (по тексту Толстого)
  • «В Малоземове гостит князь, тебе кланяется, - говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки» (по тексту Чехова)