«Есть ложное представление, будто город убивает чувство природы...» (по тексту Пришвина)


Кого можно назвать истинным краеведом? На этот вопрос отвечает в своем тексте русский писатель и публицист М.М. Пришвин.

Размышляя над проблемой краеведения, автор текста использует прием противопоставления. По его мнению, многие люди ошибочно думают о том, что «если изучить край во всех отношениях и эти знания сложить, то получится полное представление». М.М. Пришвин высказывает мысль о том, что нельзя получить полное представление о месте, сложив различные знания, потому что все равно будут такие места, которые смогут «наполнить жизнью» лишь обитатели. Дополняя данную мысль, автор утверждает: истинный краевед должен руководствоваться не столько собственным знанием, сколько жизнью обитателей края, общение с которыми помогает «схватить живую жизнь». Автор уверен, что только в этом случае можно увидеть «лицо края», что редко удается «ученым-специалистам или энциклопедистам».

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: истинным краеведом можно назвать того, кто не просто имеет большое количество информации об определенном крае, но и прекрасно понимает типичного обитателя края.


Трудно не согласиться с автором текста. Действительно, можно получить все возможные знания о крае, однако многое о крае говорит обыватель, через призму взглядов которого можно увидеть особенности края в полном объеме. Данная мысль находит отражение в художественных произведениях отечественных писателей и поэтов.

В рассказе К.Г. Паустовского «Соловьиное царство» показано, как рассказчик, проезжая сквозь лес на телеге, стал свидетелем того, как соловьи встречают утро своими песнями. Наиболее ярко прочувствовать всю атмосферу рассказчику помогло то, что рядом с ним находились перевозчик и возница. Возможно, если бы они не обратили внимания на соловьиные песни, то на них бы не обратил внимания и рассказчик. То, что возница и перевозчик, живущие в данном крае, с особым трепетом относятся к соловьиным песням, говорит о том, что это является одной из отличительных особенностей этого края. Если бы рассказчик ехал через лес один, возможно, он бы и не заметил эту особенность, заметить ее помогли именно обитатели края, что доказывает мысль М.М. Пришвина.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в стихотворении С.А. Есенина «Каждый труд благослови, удача!». Лирический герой обладает способностью видеть красоту природы собственного края: он говорит об «омуте розовых туманов», о «траве зеленой», о «призрачной глади», о коростелях, о пашнях и лесах. Но для того чтобы полностью увидеть край, этого недостаточно. Он смотрит на место глазами его жителей: глазами рыбака, которому нужно, «чтоб с рыбой невода», и глазами пахаря, которому нужно, «чтоб плуг его и кляча // Доставали хлеба на года». Лирический герой понимает живущих в крае людей, что помогает ему быть истинным краеведом.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что краеведение заключается не только в знаниях о крае, но и в понимании жизни простого обитателя этого края.

С полным текстом М.М. Пришвина можно ознакомиться по ссылке.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «В спорах о современном стиле часто проскальзывает или нарочито заостряется мысль...» (по тексту Бондарева)
  • «Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам...» (по тексту Толстого)
  • «Что же касается меня, господа,..» (по тексту Чехова)
  • «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли...» (по тексту Быкова)