«…Есть люди, как звезды… Их уже нет рядом с нами, а свет, подаренный ими, долгие годы еще будет согревать нас…» (по тексту О.В. Клоковой)


Ближе к финалу текста О.В. Клоковой особо ярко выражается отношение рассказчицы к ее первой учительнице Надежде Ивановне: «…Есть люди, как звезды…Их уже нет рядом с нами, а свет, подаренный ими, долгие годы еще будет согревать нас…». Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить следующим образом: образ первой учительницы, ее доброе и заботливое отношение к ученикам, ее жизненный опыт оказали огромное влияние на становление личности рассказчицы, которая спустя годы, когда Надежды Ивановны уже не было рядом с ней, постоянно обращалась к ее образу, вспоминая все хорошее, что та сделала для нее, думая обо всех жизненных уроках, которые та преподала ей. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, рассказчица с особой теплотой вспоминает свои школьные годы, которые тесно связаны с образом Надежды Ивановны. Героиня признается, что ей повезло, так как благодаря Надежде Ивановне она раньше положенного срока попала в «свой первый храм науки». Рассказчица с восторгом вспоминает предновогодние дни в школе, когда дети вместе с учительницей наряжали елку, играли, а после Надежда Ивановна делилась с ними апельсинами, которые присылал ей сын из Москвы. В тексте показано, что поступки учительницы действительно «согревали» рассказчицу и других детей, создавали образ по-настоящему счастливого детства. В предложениях 36-37 говорится о том, что уже во взрослом возрасте рассказчица вспоминала Надежду Ивановну, дарившую детям «маленький кусочек долгоиграющего счастья»: «Каждый Новый год я встречаю с добрыми воспоминаниями о тех новогодних чудесах, которые дарила детям моя первая учительница». Надежда Ивановна продолжала «согревать» душу рассказчицы. Автор подчеркивает: героиня уже окончила школу, Надежда Ивановна уже не находилась рядом, однако учительница продолжала занимать важное место в ее жизни, заставляя с душевной теплотой вспоминать свои детские годы.


Во-вторых, рассказчица вспоминает не только детские годы, но и уже взрослую жизнь, в которой Надежда Ивановна также нашла свое место. Вспоминая свои сомнения после рождения сына, когда она не знала, «что делать дальше», рассказчица благодарит свою первую учительницу за тот совет, который она дала: «Нельзя предавать то, что любишь, и тех, кто в тебя верит». Несомненно, этот совет помог героине сделать правильный выбор, который положительно отразился на ее жизни. Рассказчица утверждает, что он помогал ей избегать ошибок на жизненном пути. Автор подчеркивает: даже когда Надежды Ивановн не было рядом, она оказывала большое влияние на рассказчицу, которая пользовалась советами, данными учительницей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста О.В. Клоковой подчеркивает влияние образа Надежды Ивановны на рассказчицу, которая нередко вспоминает чудесные школьные годы и на протяжении всей своей жизни пользуется теми уроками, которые преподала ей первая учительница.




Вариант 5 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» - К.А. Федин
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения память сердца? (по тексту О.В. Клоковой)