«Глагол придает речи жизнь. Он присутствием своим животворит отдельные слова» - Н.И. Греч


Русский филолог и писатель Н.И. Греч утверждал: «Глагол придает речи жизнь. Он присутствием своим животворит отдельные слова». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие. Именно действиями наполнена жизнь и отдельного человека, и всего человечества, и целого окружающего мира. Поэтому жизнь в широком смысле этого слова хорошо отразить получается при помощи глаголов. Без них невозможно отобразить реальную действительность, наполненную разнообразными и никогда не останавливающимися действиями. Посредством глаголов можно обозначить, что происходило в прошлом, что осуществляется на данный момент, что случится в будущем. С помощью глаголов демонстрируется динамичность жизни, которая никогда не стоит на месте, которая всегда идет вперед. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту А.И. Куприна.


Во-первых, проанализируем предложения 17-19, в которых рассказывается о том, что Николай Евграфович Алмазов делал ночью, накануне сдачи экзаменационного чертежа. С помощью глаголов «не ложился», «окончить», «устал», «начали дрожать», «посадил», «думал», «решил», «изобразить» автору удается сказать то, что Алмазов не ложился спать, потому что ему нужно было завершить работу над чертежом, что из-за усталости у него начали дрожать руки, в результате чего он поставил на чертеже пятно, на котором вследствие долгих раздумий он решил изобразить деревья. Здесь продемонстрированы и физические действия Николая Евграфовича (например, глаголы «не ложился», «начали дрожать» и др), и его мыслительные процессы (например, дважды повторяющийся глагол «думал», глагол «решил» и др.). А.И. Куприн обращает читательское внимание не только на то, что Алмазов «посадил пятно» на экзаменационном чертеже, но и на то, почему он это сделал: из-за усталости и дрожащих рук. С помощью глаголов показана реальная жизнь, такая, как она есть на самом деле. Глаголы демонстрируют последовательность тех действий, которые привели Алмазова к неудаче.

Во-вторых, рассмотрим предложение 41. С помощью глагола «поехала» говорится о том, что Верочка отправилась вместе с мужем сажать кусты на место, где на чертеже изображены деревья. Глагол «суетилась» подчеркивает, что Верочке было не все равно на то, как сажаются кусты, что она не наблюдала за посадкой кустов сирени, а принимала непосредственное участие в этом действии. Посредством глаголов «согласилась ехать» и «удостоверилась» показана последовательность действий: сначала Верочка удостоверилась в убедительности внешнего вида кустов, чтобы профессор действительно поверил в то, что кусты растут здесь давно, и лишь после этого героиня согласилась отправиться домой. А.И. Куприн не просто говорит о том, что на нужном месте были посажены кусты сирени, а показывает, как именно это происходило, так как в действиях Верочки продемонстрировано ее неравнодушие, ее поддержка мужа, на что в тексте обращается особое внимание.

Так, можно сделать следующий вывод: известный лингвист Н.И. Греч был прав, говоря о том, что с помощью глаголов подчеркивается живость окружающей действительности, демонстрируется динамика происходящего.




Вариант 20 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом…» (по тексту А.И. Куприна)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова помощь? (по тексту А.И. Куприна)