9.1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие!» - А.К. Югов


А.К. Югов в своем высказывании поднимает проблему назначения и особенностей такой части речи, как глагол. Так как глаголы выражают действие, по мнению автора, они являются самой «огнепышущей» и «живой» частью речи, в которой наблюдается «самая свежая кровь языка». Раскроем смысл данного высказывания.

Каждая часть речи что-то обозначает. Глагола обозначает действие. Так как существование человека и всего окружающего мира тесно связано с постоянным совершением каких-либо действий, которые являются неотъемлемой частью жизни человека и всей планеты, глаголы используются для того, чтобы продемонстрировать не прекращающую развиваться действительность. Глагол – важная часть речи, так как без нее невозможно рассказать о произошедшем. Для того чтобы поведать о прошлом, сообщить о настоящем и предположить о том, что будет в будущем, недостаточно назвать предмет или явление, порой даже можно опустить качественные, относительные, притяжательные или количественные признаки, важно подчеркнуть, какие именно действия происходили, происходят или будут происходить. Мысли о живости глаголов справедливы по той причине, что они относятся к самым употребляемым частям речи. В важности глаголов в русском языке можно убедиться, проанализировав примеры из текста К.Г. Паустовского.


Рассмотрим предложения 16-21. В этих предложениях наблюдается большое количество глаголов, которые помогают передать динамичность развития действия. При помощи глаголов можно кратко рассмотреть произошедшую ситуацию: учитель «начал бушевать», школьники «отрицали» и «доказывали», что перед этим ничего не произошло (выражается глаголами с частицей «не»: «не было», «не висел», «не делал»), Субоч «растерялся», потом «сорвался» и «вылетел». Через использование глаголов К.Г. Паустовский полно описывает всю последовательность действий. Кроме того, на живость глагола как части речи указывает и употребление слов разговорного стиля: «бушевать», «сорвался с места», «вылетел из класса».

Рассмотрим предложения 65-67. С помощью глаголов показывается отношение приглашенных на урок латинского языка высокопоставленных лиц к проведенному занятию. Директор школы «похохатывал и потирал руки», инспектор варсапонта «ерошил волосы», помощник попечителя учебного округа «снисходительно улыбался». Данные глаголы помогают понять, как три разных персонажа, находившихся на уроке Субоча, отнеслись к тому, что все ученики отвечали правильно. Динамика действия показывается автором с помощью описания действий, которые совершают несколько персонажей одновременно. Описывая разные действия, совершаемые тремя персонажами, автор демонстрирует жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Подводя итог к вышесказанному, можно отметить, что писатель А.К. Югов был прав, говоря о живости такой части речи, как глагол, с помощью которой отражается динамика реальной действительности, которая наполнена большим количеством действий.




Вариант 12 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошел блестяще» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Почему важно признавать свои ошибки? (по тексту К.Г. Паустовского)