9.1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие» - А.К. Югов


А.К. Югов утверждал, что глагол, имеющий назначение выражать действие, является «самой живой частью речи», поскольку в нем «струится самая свежая кровь языка». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Из школьного курса русского языка известно, что глагол обозначает действие. Так как человеческая жизнь состоит из конкретных действий, то глаголы помогают отобразить реальную действительность в ее развитии. С помощью глаголов подчеркивается динамика действий. Глагол является одной из самых часто употребляемых в речи частей речи. Без употребления в речи глаголов невозможно глубоко и точно высказать собственные мысли, так как действия – неотъемлемая часть жизни каждого живого существа. Большое количество глаголов в одном высказывании говорит о быстрой смене событий. Выбирая из ряда глаголов-синонимов определенное слово, говорящий как можно точно передает особенности действий того или иного лица или явления. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту К.Г. Паустовского.


Во-первых, проанализируем предложения №11-12 («Он швырнул на стол журнал, и в ту же минуту весь класс с грохотом перешел в «исходное положение» – стал на ноги и сел на места. А мы, шестеро, отстегнули кушаки, упали на пол и тоже сели за парты»). В данных предложениях насчитывается большое количество глаголов, что помогает передать динамичное развития действия. Стоит отметить, что сочетание слов с глаголом «перешел в «исходное положение»» дополняется глаголами «стал» и «сел», что конкретизирует, каким образом происходило действие. Глаголы «отстегнули», «упали» и «сели», связанные с шестью пристегнутыми ребятами, а также глаголы «стал» и «сел», связанные с остальными ребятами из класса, помогают увидеть ситуацию в ее развитии, с помощью глаголов автор подробно описывает последовательные действия. Использование глагола разговорного стиля «швырнул» помогает подчеркнуть злость учителя латинского языка Субоча. Все это подтверждает мысль о живости глагола, о его способности показывать реальную действительность в ее развитии.

Во-вторых, рассмотрим предложения №65-67. Использованные в данных предложениях глаголы помогают увидеть реакцию всех тех, кого Субоч пригласил к себе на урок. Без глаголов реакция приглашенных была бы неясна. Относительно каждого приглашенного на урок автор использует отличающиеся от других глаголы, с помощью которых демонстрируется внутреннее состояние гостей на определенный момент. Живость глаголов заключается в том, что глаголами в данных предложениях обозначаются действиях троих людей, которые происходят не последовательно, а в одно и то же время, что также в свою очередь указывает на динамичное действие.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный лингвист А.К. Югов был прав, говоря о том, что глагол – «самая живая часть речи», поскольку без действий жизнь ни одного живого существа невозможна, а глагол как раз-таки отражает реальную действительность в ее развитии.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 23 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл блестяще» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова раскаяние? (по тексту К.Г. Паустовского)