9.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-желтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту В.Г. Короленко)


Кульминацией текста В.Г. Короленко было то, что мальчик положительно относился к «ликующему и радостному» «за горами»: на щеках у него был румянец, он улыбался, а его глаза сверкали от счастья. Смысл данного фрагмента можно разъяснить так: восход солнца изменил настроение героя к лучшему. Равнодушие и безучастность мальчика к происходящему вокруг сменились радостью и восторгом, поскольку он увидел осветивший всю обычно серую и «убогую» местность вокруг восход солнца, который он так сильно ждал. Чтобы удостовериться в этой позиции, можно обратиться к примерам из самого текста.

Во-первых, в тексте подчеркивается, что мальчик с нетерпением ждал, когда взойдет солнце, чтобы посмотреть на это природное явление. Он занимался другим делом совершенно безучастно, читатель понимает, что вся его сущность находилась в ожидании восхода солнца. Так, в предложении 20 указывается на то, что голос мальчика, занимавшегося с дедушкой чтением, был «безучастным», а в предложении 28 показано, что герой прочитал что-то «безучастно», после чего он вовсе прекратил читать. Настроение ребенка меняется, когда он спрашивает о том, не время ли им идти смотреть на восход солнца. Автор отмечает, что тогда в голосе мальчика были слышны «уже живые, взволнованные ноты», что глаза его были наполнены «видимым любопытством». Когда же дед позвал его на улицу, ребенок, как отмечается в предложении 36, начал с «осторожной торопливостью» собираться. Показывая искреннее желание мальчика посмотреть на восход солнца, автор заставляет читателей прийти к выводу о том, что сменившая равнодушие радость героя была неудивительной и оправданной. То, чего так ждал мальчик, произошло, и тогда его «восхищенное» лицо «преобразилось», «оживилось и засветилось восторгом».


Во-вторых, в тексте показано, почему мальчик испытывал прекрасные эмоции, когда наблюдал за восходом солнца. При описании места, в котором жил дед с внуком, рассказчик использует слова «угрюмый», «унылый», «печальный», «убогий». Данные характеристики даются как дому, в котором находились герои, так и всему поселку. В предложении 43 показано видение рассказчика того места, в котором он находился: «казалось каким-то темным жерлом». Читателю становится понятно, почему мальчик радостно встречал солнце, которое освещало все вокруг. С его появлением вся унылость и серость исчезали, на их место приходил свет. Рассказчик обращает внимание на «первый луч солнца», «вспыхнувшие» и «светившиеся» верхушки деревьев, «разгорающееся дно расселины», появляющиеся ярко-золотистые лучи, сыплющиеся вниз «огненные искры».

Подводя итоги ко всему вышесказанному, можно отметить, что смысл предложений 50-51 заключается в том, что настроение до этого безучастного ко всему, кроме восхода солнца, ребенка изменилось к лучшему, когда солнце стало освещать всю местность, которая обычно была темной, грустной, «унылой» и «убогой».




Вариант 30 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым? (по тексту В.Г. Короленко)