9.2. «Глаза сверкали, губы улыбались, на бледно-жёлтых щеках, казалось, проступал румянец. За горами совершалось что-то ликующее и радостное» (по тексту В.Г. Короленко)


Смысл приведенной фразы из текста В.Г. Короленко можно объяснить следующим образом: благодаря тому, что в поле зрения мальчика появлялось восходящее солнце, его настроение улучшилось, на что указывает то, что у него сверкали глаза, улыбались губы и на его щеках появился румянец. Мальчик почувствовал себя намного лучше, когда увидел, как «за горами совершалось что-то ликующее и радостное»; его безразличие и равнодушие, наблюдающееся при чтении, сменилось восторгом, когда он стал наблюдать за восходом солнца. Природное явление, когда тьма начала освещаться светом, способствовало изменению внутреннего состояния мальчика. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, до наблюдения за восходом солнца мальчик не был радостен, он совершенно «безучастно» читал книгу, занимаясь со своим дедом. Об этом говорится в предложениях №20, 28. «Живой, взволнованный» голос мальчика наблюдается лишь тогда, когда он спросил у деда, не пора ли им выходить на улицу, чтобы понаблюдать за солнцем (предложение №30). Когда дед сказал внуку одеваться, тот торопился (предложение №37), что вновь подчеркивает желание мальчика понаблюдать за восходом солнца. Поэтому неудивительно, что настроение мальчика, который с нетерпением ждал восхода солнца, в тот момент равнодушно относясь ко всему окружающему, изменилось, когда он наблюдал за появлением солнца. Как только солнце начало появляться, лицо мальчика «оживилось и засветилось восторгом» (предложение №48). Автор показывает смену внутреннего состояния мальчика, связанную с восходом солнца, которого так сильно ждал герой.


Во-вторых, смена настроения мальчика подчеркивается описаниями окружающей обстановки до и после появления солнца. С помощью слов и словосочетаний «унылый», «печальное существование» (предложение №3), «убогий желтоватый свет» (предложение №4) подчеркивается далеко не радостное настроение жителей тех краев, включая и мальчика. В предложениях №44-46 говорится о том, что в месте, которое «казалось каким-то темным жерлом», наконец-то что-то засверкало и засветилось. В предложениях №54-указывается на то, что в «этой убогой щели» наконец-то появились «огненные искры» солнца, при этом «ласково коснувшись бледного, восхищенного лица мальчика». Демонстрируя изменения в природе, В.Г. Короленко подчеркивает и изменения в душе мальчика; смена унылого и печального состояния окружающей обстановки провоцирует и внутренние изменения: мальчик становится более радостным, когда видит солнце, борющееся с тьмой.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста В.Г. Короленко подчеркивает произошедшую с наблюдением за восходящим солнцем смену настроения и внутреннего состояния мальчика, вокруг которого до появления солнца была унылая обстановка и который с нетерпением ждал восхода солнца, не обращая внимания ни на что другое.

С полным текстом В.Г. Короленко можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 3 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Качественные имена прилагательные – самая живописная часть речи» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова счастье? (по тексту В.Г. Короленко)