9.1. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» - Н.Ф. Бунаков


Н.Ф. Бунаков говорит о том, что грамматика способна продемонстрировать пользование человеком языка для выражения богатства внутреннего мира.

С данной точкой зрения нельзя не согласиться. Грамматический строй языка занимает важное место в системе русского языка. Известно, что грамматика делится на два раздела: морфологию и синтаксис. Второй из перечисленных раздел соединяет в себе весь раннее изученный материал, так как слова, части речи, словосочетания могут выполнять свои основные функции лишь в целом высказывании. Недостаточно просто сказать нужные слова, их необходимо поставить в нужную форму, чтобы другие люди смогли понять смысл высказывания. Человека, который умеет правильно строить предложения разных видов, который умеет ставить слова в правильные формы, можно назвать образованным. Справедливо думать о том, что чем у человека богаче внутренний мир, тем сложнее его предложения, тем интереснее они построены. Богатство внутреннего мира человека тесно связано с его способностью строить предложения и другие синтаксические конструкции, при этом правильно подбирая формы слов.

Для доказательства данной позиции можно обратиться к примерам из текста Р.П. Погодина.


Проанализируем предложение 18: «Степан, сжимая оружие в руках, согнувшись, лежал поодаль, у неглубокой прозрачной лужи, видимо, пытался ползти, причем не в сторону лазарета». Автор выражает свою мысль с помощью сложного осложненного предложения. Данное предложение можно было бы разделить на несколько простых предложений, однако автор объединяет все в единое целое, позволяющее сказать о герое Степане почти все. Персонаж отличается от Альки тем, что готов бороться за Родину до самого конца. Автор с помощью обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами («сжимая оружие в руках», «согнувшись») показывает, насколько тяжело было Степану, получившему тяжелое ранение. Несмотря на это, герой продолжал ползти на своего неприятеля. Простое предложение «причем не в сторону лазарета» подчеркивает силу характера Степана, а также противопоставляет образ Степана образу Альки, который в этот момент шел как раз к лазарету. Использование в тексте данного сложного предложения говорит о богатом внутреннем мире автора текста, о его способности передавать характеры героев наиболее точно и ярко.

Проанализируем также предложение 33: «Над ним склонилась знакомая медсестра, взгляд ее был упругим и ласковым, как поглаживание». Автор, грамотно строя бессоюзное сложное предложение, употребляя слова в нужных формах (например, в предложении «взгляд ее был упругим и ласковым» можно было сделать ошибку в употреблении форм слов («взгляд ее был упругий и ласковый»)), демонстрирует знание правил русского языка, образованность и начитанность.

Подводя итоги к вышесказанному, следует отметить, что внутренний мир человека тесно связан с его способностью строить свои высказывания, используя знания о грамматической системе языка.

С полным текстом Р.П. Погодина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 3 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Стыд огнём ударил Альке в лицо!» (по тексту Р.П. Погодина)
  • 9.3. В чем проявляется сила характера? (по тексту Р.П. Погодина)