«И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья» (по тексту Ю.Я. Яковлева)


В предложении 48 текста Ю.Я. Яковлева отражена важная мысль о том, что Антонина Ивановна благодаря знаниям ученицы о ее участии в войне «почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья». Смысл приведенной фразы можно объяснить следующим образом: до тех пор, пока жила черноголовая девочка, с уверенностью ориентировавшаяся в военном прошлом Тони Кулаковой и Лиды Демеш, до тех пор, пока она рассказывала о военных событиях, происходящих в Орше, не подвергнуться забвению героические поступки этих юных партизанок. Для доказательства можно обратиться к примерам из самого текста.

Во-первых, в тексте подчеркивается, что черноголовая девочка, с которой беседовала завуч Антонина Ивановна, действительно многое знала о военных временах. Ученица знала о героических поступках Лиды Демеш и Тони Кулаковой, которые во время войны были «юными партизанками». Девочка знает о том, что Лида Демеш «одна в холодной сараюшке» «спала на минах», которые взорваться могли в любой момент, она знала, что Лида Демеш приходила на станцию, чтобы продавать немцам яйца, в то время как Тоня Кулакова «подкладывала под состав мину». Предложение 36, в котором говорится о том, что она вспоминала даже то, чего не могла помнить из-за своего юного возраста, подчеркивает увлеченность героини событиями военного прошлого. Читатель понимает: пока жива эта девочка, жива и память о событиях, произошедших в Орше, о героических поступках юных партизанок Тони Кулаковой и Лиды Демеш, которая пожертвовала собственной жизнью.


Во-вторых, примечательно то, что Антонина Ивановна не так часто вспоминает военные времена и свое участие в них, в предложениях 12-18 показано, что женщина даже не сразу вспоминает, кто такая Лида Демеш и кем она ей являлась. Именно черноголовая девочка констатировала факты из военного прошлого завуча, которые вспоминала Антонина Ивановна и после подтверждала их. То, что завуч на вопрос ученицы «Она спала на минах, помните?» переспрашивает ее «На минах?», и то, что от девочки исходили «наводящие вопросы», говорит о том, что Антонина Ивановна многое из военного прошлого уже не помнила, что не она, а черноголовая девочка чаще думает о событиях ее прошлого. В предложении 47 указано, что в какой-то момент у Антонины Ивановны, беседовавшей с черноголовой девочкой, даже появилась мысль о том, что именно с ее слов она впервые узнала о тех событиях, которые были в Орше. То, что девочка «ориентируется» в военных событиях, происходящих в Орше, даже лучше, чем сама участница того времени Тоня Кулакова, с возрастом превратившаяся в Антонину Ивановну, говорит о сохранении памяти. Автор показывает: беседуя с черноголовой девочкой и видя ее осведомленность в ее «военном прошлом», завуч понимала, что благодаря ей ее не коснется «разрушительная сила забвенья».

Таким образом, предложенная для анализа фраза из текста Ю.Я. Яковлева подчеркивает силу памяти: Антонина Ивановна, убедившаяся в знаниях черноголовой девочки о ее военном прошлом, ощущала своеобразную защиту от забвенья.




Вариант 11 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень» - Д.Э. Розенталь
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова память? (по тексту Ю.Я. Яковлева)