9.1. «Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя» - И.Б. Голуб


И.Б. Голуб утверждала: «Имена прилагательные участвуют в создании психологического портрета героя». О чем же говорится в этом высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Под именем прилагательным понимается знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета. Имена прилагательные в художественных текстах нередко используются в качестве лексического средства выразительности. При раскрытии образа персонажа нередко используются эпитеты, с помощью которых отмечается существенная черта персонажа. Чаще всего образные определения выражаются именами прилагательными. С их помощью можно подчеркнуть определенные качества, свойственные персонажу. Кроме того, посредством имен прилагательных рисуется внешний портрет героя, который нередко взаимосвязан с его внутренним миром. Чтобы доказать справедливость высказывания И.Б. Голуб, можно обратиться к тексту В.Г. Распутина.


Во-первых, проанализируем предложение 25, где говорится о том, что на рассказчика смотрели «злые» глаза Вадика. С помощью данного имени прилагательного раскрывается образ Вадика. Автор подчеркивает свойственную персонажу жестокость, которую он проявляет почти ко всем ребятам, включая и рассказчика. Важно то, что характеристику «злые глаза» дает Вадику мальчик-рассказчик, от лица которого ведется повествование. Здесь выражается также отношение главного героя к его обидчику Вадику.

Во-вторых, рассмотрим предложение 49. Используемые словосочетания «черная крапива», «жесткая сухая трава» являются не столько простыми логическими определениями, с помощью которых отмечаются такие внешние характеристики, как цвет и структура растений, сколько эпитетами, за которыми стоят определенные образы. Через данные лексические средства выразительности демонстрируется внутреннее состояние рассказчика, который чувствовал себя несчастным человеком из-за того, что ему пришлось столкнуться с несправедливым отношением со стороны Вадика и Птахи, которые не только избили его, но и сделали так, чтобы он ничего не выиграл. Эпитеты «черная крапива», «жесткая сухая трава» помогают передать душевную боль героя, его неравнодушное отношение к произошедшему инциденту. Они контекстно сочетаются с деепричастиями «всхлипывая» и «не сдерживаясь», глаголом «упал» и глагольным сочетанием слов «горько, навзрыд заплакал». Автор показывает, что мальчик приходит именно в то место, где есть черный цвет растений и их «недоброжелательная» структура, возможно, что только такие характеристики видит вокруг себя рассказчик, считающий себя самым несчастным человеком на всем белом свете. Имена прилагательные раскрывают чувства и переживания рассказчика, читатель еще больше понимает состояние мальчика, столкнувшегося с несправедливостью.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: современный лингвист И.Б. Голуб была права, говоря о том, что посредством имен прилагательных нередко создается психологический портрет персонажей.




Вариант 13 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Не было в тот день и не могло быть на всем белом свете человека несчастнее меня» (по тексту В.Г. Распутина)
  • 9.3. Чем опасна жестокость? (по тексту В.Г. Распутина)