9.1. «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи» - С.Я. Маршак


С высказыванием С.Я. Маршака о том, что автор художественного произведения может иногда использовать слова, принадлежащие к просторечной лексике, нельзя не согласиться.

Использование в произведениях разговорной и даже просторечной лексики связано с авторской идеей, просто так писатель или поэт просторечия в тексте использовать не будет. С помощью них происходит подчеркивание своеобразия того или иного уклада жизни или быта, раскрытие образов персонажей, их отношения к жизни и к окружающему миру. Использование просторечий приближает читателя к персонажам и к описываемой действительности, делает произведение более понятным и интересным. Когда автор использует слова разговорного пласта, он делает свои высказывания более выразительными. С данном случае просторечия выступают как лексическое средство выразительности.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту В.П. Крапивина.


На протяжении всего повествования показано, что главные герои – юные ребята. В своей речи они используют разговорную лексику. Так, в предложении 16 наблюдаем слово «ерунда», в предложении 26 разговорное словосочетание «уши надрала», в предложении 29 есть сочетание слов «теперь к ней не сунешься». Использование В.П. Крапивиным таких разговорных слов неслучайно. Так раскрываются образы ребят, которые привыкли разговаривать с помощью молодежного сленга. Автор приближается к своим героям самостоятельно, делая их образы более реалистическими, и приближает к ним читателя.

В предложениях 62-63 используется разговорное слово «отгрохали». Причем в первом случае это слово произносит один из ребят («Мы бы вам такую дверь отгрохали»). Данное слово намного экспрессивнее, чем слово «сделали». Ребятам важно было сказать бабке Наташе, что они не просто починят дверь, а сделают это на высшем качестве. Второй раз слово «отгрохали» произносит бабка Наташа. Это слово, которое можно услышать из уст пожилого человека нечасто, поэтому она относится к фразе Стасика подозрительно. Несмотря на положительный смысл слова «отгрохали» в данном контексте, бабка Наташа воспринимает его негативно, так как по звучанию оно грубо, схоже с криминальной лексикой. Поэтому героиня опасливо говорит о том, что ребята могут что-то «стянуть» у нее. Бабка Наташа использует просторечие «стянуть», потому как, по ее мнению, оно относится к тому же пласту лексики, что и слово «отгрохали». Если рассматривать разное отношение ребят и бабки Наташи к слову «отгрохали», то автор, используя данное слово, подчеркивает и разницу восприятия между молодым и старшим поколениями. В любом случае, слово «отгрохали» является в предложении лексическим средством выражения, делающим высказывание выразительным и эмоциональным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что авторы произведений нередко используют в своих текстах разговорную и просторечную лексику, которая становится средством выразительности.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 11 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Бабка Наташа тоже сияла. Вся её суровость растаяла, как эскимо на солнцепёке» (по тексту В.П. Крапивина)
  • 9.3. «Что значит быть добрым?» (по тексту В.П. Крапивина)