Что такое «Русская Правда»?


картинка

«Русская Правда» не свод написанных законов, как можно было посчитать, а просто судебник, в котором разъясняется, как вести суд, какие наказания назначать за какие преступления и как выявить истинного преступника.



Две основные задачи «Русской Правды» - это предотвратить усобицы и кровную месть во имя правосудия, также наказать настоящего преступника и оградить интересы власть имущих, защитить имущество.

Этот судебник разделен на две части:

• В первой части перечислены преступления убийства, нанесение побоев, увечья, самоуправство, кража, разбой и грабеж.
• Защита имущественных интересов: получение наследства, возврат долгов, кредиты, купля и продажа крупного имущества.

И не следует думать, что в этом уложении было стремление исправить преступника. Нет, было твердое желание пополнить бюджет государства и восполнить материальный ущерб, нанесенный преступлением.

И чем опаснее ущерб, тем выше за него плата: за поврежденную руку - сорок гривен, за повреждённый палец - три гривны, за угнанную лошадь - шестьдесят кун, за корову - пятьдесят кун, за теленка или овечку - тридцать кун.

И что самое интересное, потерпевший должен сам позаботиться о возмещении своих затрат. Он должен сам искать преступника, изобличать его, искать свидетелей и доставлять виновного в суд.

Свод законов «Русская Правда» появился на свет не сразу, а постепенно, первая часть при Ярославе Мудром, а другая - при его сыновьях. И в первой части мы видим отголоски язычества, так за убийство полагалась кровная месть, глаз за глаз, зуб за зуб, именно по этому принципу растолковывал порядок в государстве этот документ.

Кровная месть в те далекие времена считалась нравственным долгом оставшихся в живых родственников, вспомним, например, месть княгини Ольги за смерть мужа князя Игоря.

Но постепенно кровная месть, ослабляющая устои государственности, заменяется денежным штрафом (вирой), причем за умышленное убийство штраф больше, а за случайное (в драке, в ссоре) меньше.

Смертная казнь в Древней Руси хотя и существовала, но применялась крайне редко. Она была противна самому духу русского народа, князь Владимир Святой (Красно Солнышко) отговаривался тем, что боится греха, отправляя на смерть человека. И только под воздействием византийских епископов он оглашался казнить истинных разбойников.

Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении детям» говорит, что бойтесь убийства, не отправляйте на смерть ни виновных, ни тем более невиновных. Даже если человек заслужил смерть, то не стоит все решать таким образом, нужно дать ему возможность осознать свой грех и раскаяться.

Например, в 13 веке, когда Русь стала уже православной, епископ Владимирский считал, что не следует убивать волхвов, исповедующих язычество. Но спустя всего двести лет, нравы изменились настолько, что новгородский митрополит и архиепископ Геннадий станет требовать от князя Ивана Третьего, чтобы он сжигал еретиков на костре и ввел в Русь святую инквизицию по примеру европейских стран.



Смотри также:

  • Что такое «Повесть временных лет»?
  • Кто такие «закупы»?
  • Кто такие «смерды»?
  • Кто такие «холопы»?