Кто такой «огнищанин»?

Огнищанин по свидетельству рукописного источника, датируемого 10-м веком, это человек, отвечающий за порядок в доме князя, за его имущество, его так иногда и называли «княжеский муж».
В Древней Руси слова «дом» и «очаг» являлись синонимами, и само слово «огнищанин» произошло от слова «очаг». И следует заметить, что это была уважаемая и почетная должность, которую поручали только доверенному лицу. В первое время он была выборной, то есть на нее назначал князь, а впоследствии она стала передаваться по наследству. Об этом свидетельствует факт того, что наряду со словом «огнищанин» стало употребляться и словосочетание «тиун огнищный». А тиун был уже представителем дворянства, то есть общественной верхушки, он отвечал не только за княжеский дом и двор, но и за конюшни, амбары, овины, стада и табуны.
Огнищанин обязательно знал грамоту, то есть был образованным человеком. Он собирал налоги со всех подданных князя, а также и пошлинные сборы (мита). Интересно, что одним из вариантов появления этого термина является сбор налога за дым, то есть с огнища. И, конечно, в результате огнищанин становился зажиточным человеком, поэтому появилось пояснение термину «огнищанин»- воин, владеющий множеством слуг и рабов.
По своду законов Ярослава Мудрого «Русская Правда» жизнь огнищанина оценивалась чрезвычайно высоко. Так убийца за жизнь княжеского домоправителя должен был уплатить виру в восемьдесят гривен. Для сравнения, жизнь дружинника оценивалась в сорок гривен, а жизнь смерда всего в пять гривен штрафа.
В начале 12 века в Новгородском княжестве, которое имело свое специфическое управление, слово «огнице» имело значение не только «огонь, дом», но и «владение», поэтому любой хозяин земельного надела получал звание «огнищанин». И этим слово отличается от того значения, которое было в других княжествах, ведь теперь любой зажиточный землевладелец имел это звание.
Уже к концу 17 века слово «огнищанин» потеряло свое значение. Этот термин встречается лишь в грамотах, относящихся к Северной Руси. Теперь огнищанином стали называть старосту небольшого поселка или маленькой древни, который обязан выполнять также роль мирового судьи.
Но после 18 века это слово уже нигде не встречается.
Кроме вышеназванных, существуют и альтернативные мнения о происхождении термина «огнищанин», которые подвергаются сомнению современными исследованиями.
По всемирно известной Велесовой книге «огнищане»- это язычники, жившие на территории Древней Руси в дохристианскую эпоху, поклоняющиеся огню.
Кроме этого, существует мнение историка А.Ф. Мстиславского, что огнищанин - это почти легендарный богатырь, имеющий в своей родословной княжеские корни. Но в летописях прямо говорится о том, что первоначально огнищане не имели никакого имущества, а также должность не передавалась по наследству. И как указывают исторические исследования, первых тиунов огнищанских выбирали из старших дружинников, пользующихся особых доверием князя.