9.2. «Каждый бережёт свою мечту...» (по тексту В.П. Крапивина)


Ближе к финалу текста В.П. Крапивина (предложение 60) выражена основная мысль всего текста: «Каждый бережет свою мечту…». Эта фраза обозначает, что одиннадцатилетний Валерка, мечта которого заключалась в путешествиях по всему земному шару, по-настоящему берег свою мечту. Карта, которая лежала в сумке-планшете, стала для него олицетворением сокровенной мечты, поэтому он, потеряв эту карту, готов был на все, чтобы вернуть ее. Валерка мог оставить карту в лесу, мог испугаться от мысли о том, что нужно идти в лес, мог отправиться на пароход, боясь опоздать, мог заново отметить желанные путешествия на карте, однако сделать все это – значит, не уберечь свою мечту. Валерка, постоянно носивший карту с собой, куда бы ни пошел, сделал все, чтобы мечта оставалась с ним всегда.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к конкретным примерам из предложенного текста.


В предложениях 6-7 говорится о том, что одиннадцатилетний Валерка ни разу за все время плавания с рассказчиком и его другом Виталием «не расставался» со своей сумкой-планшетом. Даже ночью он не мог оставить свою сумку и клал ее себе под голову, словно подушку. В предложениях 15-16 отмечается, что Валерка появился на палубе в майке и трусах, но с «неизменной сумкой». В предложении 37 говорится о том, что Валерка нес сумку и тогда, когда герои отправились побродить в лесу. На протяжении всего повествования подчеркивается, что для Валерки очень важна сумка-планшет, а точнее то, что находится в ней: карта, на которой он отмечает совершенные путешествия и путешествия, которые он хочет совершить в будущем.

Неудивительно, что потерю сумки-планшета Валерка воспринял как настоящую трагедию. Для него это означало потерю мечты. Но «тихий, «спокойный, послушный» (предложение 3) Валерка не стал опускать руки, и он, не задумываясь об опасности, которую можно было встретить в лесу, и о возможности опоздать на пароход, побежал искать потерянную сумку (предложения 1-2, 39-47). В предложениях 42-43 («Пусть уйдет пароход! А я пойду!») показано, что Валерка не хотел идти обратно на пароход без своей сумки с картой. Для него карта, олицетворяющая мечту о многочисленных путешествиях, была настолько важна, что он не боялся опоздать на пароход, не боялся в полном одиночестве отправиться в лес. Мечта сделала Валерку отважным и смелым мальчиком. Когда рассказчик и его друг увидели карту, которая так много значила для Валерки, они поняли, почему он так рисковал. В повествовании подчеркивается: «И тогда понятным стал недавний Валеркин маршрут <...>» (предложение 58). Рассказчик и Виталий с уважением сказали о том, что Валерка «бережет свою мечту». Так поступил бы каждый человек, уважающий свою мечту.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Валерка, потерявший сумку-планшет, в которой находилась карта с маршрутами путешествий, смог уберечь свою мечту, бесстрашно и отважно отправившись в лес для того, чтобы найти сумку с картой, которую всегда брал с собой и которая многое значила для него.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 4 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Если пропустить наречия, смысл текста не будет искажён, но исчезнут полутона, которые придают речи особое художественное значение» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Что дает человеку мечта? (по тексту В.П. Крапивина)