9.3. Как нравственный выбор человека помогает понять его характер? (по тексту Л.Н. Толстого)


Под нравственным выбором принято понимать ситуацию в жизни человека, когда перед ним находится несколько путей, среди которых он должен выбрать какой-то один. Как правило, человек, находящийся перед нравственным выбором, выбирает между так называемыми «дорогой добра» и «дорогой зла». Нравственный выбор способствует пониманию человеческого характера: то, какой путь в итоге выбирает человек, демонстрирует его нравственные ценности. Если человек на словах является хорошим человеком, но, находясь перед нравственным выбором, совершает аморальные поступки, оценивать его нужно по последним. Поступок находящегося перед нравственным выбором человека демонстрирует, какими убеждениями он руководствуется, придерживается ли он тем принципам, которые ценит и уважает.

Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст Л.Н. Толстого и на читательский опыт.


В тексте Л.Н. Толстого показано, что выбор рассказчика Иртеньева характеризует его как легкомысленного и безответственного человека, поскольку он находился в «каком-то странном тумане и не отдавал себе ясного отчета» в том, что его ждет на экзамене. Рассказчик признавался, что иногда его посещала мысль о том, что «надо переменить что-то в своих убеждениях, что что-то в них не так и нехорошо». Однако все равно Иртеньев выбирал такой путь: «был очень доволен собой и не желал никаких изменений». Именно выбор рассказчика стал причиной того, что он провалился на экзамене. Но и после Иртеньев оказался перед нравственным выбором: продолжать себя чувствовать униженным и оскорбленным, продолжать обвинять в случившейся неудаче других людей или вынести из произошедшего жизненные уроки, которые помогут в дальнейшем. То, что Иртеньев выбрал второй путь, осознав, что причиной его неудачи был он сам и его несерьезное отношение к экзамену, и признавшись себе в этом, говорит о том, что Иртеньев умеет признавать ошибки и делать правильные выводы.

Проблема нравственного выбора поднимается и в повести В.В. Быкова «Сотников». Сотников и Рыбак, будучи партизанами во время Великой Отечественной войны, оказавшись пойманными врагами, находились перед одним и тем же нравственным выбором: пойти с полицаями на сотрудничество, тем самым сохранив себе жизнь, или остаться верными Родине, тем самым пожертвовав собственной жизнью. Сотников даже не думает о том, чтобы согласиться с предложением врагов, он сразу же принимает решение быть верным Родине и не делиться с полицаями никакой военной информацией. Сотников был готов пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины, которая находилась в опасности и нуждалась в помощи каждого представителя советского народа. Рыбак же принимает другое решение, так как для него собственная жизнь оказалась важнее благополучия Отечества. Выбор, который делают Сотников и Рыбак, помогает в раскрытии этих двух образов: если Рыбака можно назвать предателем Родины, то Сотников – истинный патриот.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что тот путь, который выбирает человек, находящийся перед нравственным выбором, многое говорит о его внутреннем мире, нравственных ценностях и моральных принципах.




Вариант 5 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Форма изложения от 1-го лица может придавать повествованию искренность, исповедальность» - Г.Я. Солганик
  • 9.2. «Я думал, думал и, наконец, раз поздно вечером, сидя один внизу, вдруг вскочил, взбежал наверх, достал тетрадь, на которой написано было: «Правила жизни», открыл ее, и на меня нашла минута раскаяния и морального порыва» (по тексту Л.Н. Толстого)