9.3. Как нужно относиться к животным? (по тексту К.Г. Паустовского)


Человек – такое же живое существо, как и животные. Человек не является «царем природы», он, как и животные, является лишь частью природы. Исходя из этого, ответ на вопрос «Как нужно относиться к животным?» однозначен: люди обязаны заботиться о «братьях меньших», проявлять к ним милосердие, сочувствие, сопереживание и сострадание, защищать, заботиться и никогда не обижать. Доброе отношение к животным – это не только забота о домашних животных, нахождение любящей семьи для уличных животных, это не только отогреть брошенных животных и накормить их, но и сказать им доброе и ласковое слово, успокоить их, показать им их важность и ценность.

Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту К.Г. Паустовского и к читательскому опыту.


В тексте К.Г. Паустовского показано доброе отношение писателя А.С. Грина к своему «невзрачному песику-дворняге» Тобику. Пока соседи писателя считали собаку «дураком», у которого нет «никакого соображения», из-за того, что он нередко стоял на лапах перед другой собакой и «служил» ей, надеясь на то, что та поделится своей едой, А.С. Грин считал Тобика «умной и вежливой собакой». Писатель обращался к своему псу словом «дружище», что говорит о том, что А.С. Грин относился к Тобику как к своему другу. В тексте К.Г. Паустовского показано и доброе отношение автора к животным. По его мнению, соседи А.С. Грина считали Тобика дураком «несправедливо». Говоря о речах соседей как о «злорадных», автор утверждает, что люди, которые не любят животных, – злые. Автор выражает уверенность в том, что «отпетыми негодяями» являются люди, которые избивают или мучают собаку. К.Г. Паустовский проявляет уважение к А.С. Грину и к людям, подобным ему, за то, что они заботятся о своих животных, ценят их и защищают от злых людей.

Проблема доброго отношения к животным поднимается и в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». Авторская позиция выражается через осуждение тех людей, которые не давали Кусаке играть с ними, издевались над ней, кидали в нее палками, избивали. Осуждению подвергается и семья девочки Лели, которая оставила Кусаку одну на даче и уехала в город, когда закончилось лето. Рассказ заставляет прийти к важной истине: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Когда дачники пустили Кусаку жить в дом, заботясь о ней, она обрела настоящее счастье, она стала ласковее и более доверчивой. Семья Лели поступила жестоко, когда бездушно оставила ее на даче, обрекая на холодное и голодное существование. Л.Н. Андреев выражает мысль о том, что любовь, заботу и ласку заслуживают не только породистые собаки, одну из которых мама Лели обещала взять в городской дом, но и дворняжки, которые искренне благодарны хозяевам за то, что их приютили. У читателя возникает вопрос: почему для Кусаки в городском доме семьи Лели не нашли место, а для породистой собаки это место найти не представляет для них сложности? Автор рассказа призывает не быть такими равнодушными и жестокими, как члены семьи Лели, которые бросили собаку, не задумываясь над тем, сможет ли она выжить или нет.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что к животным, которые являются такими же живыми существами, как и люди, нужно относиться по-доброму, понимающе, проявляя заботу, ласку и поддержку, неважно – домашним или уличным, породистым или беспородным является животное.




Вариант 31 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок» - И.Б. Голуб
  • 9.2. «Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью» (по тексту К.Г. Паустовского)