«Как рождается замысел? Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя» (по тексту Паустовского)


Как рождается замысел литературного произведения? Какие условия должны соблюдаться, чтобы появился замысел? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский советский писатель К.Г. Паустовский.

Проблема появления замысла литературного произведения раскрывается через размышления автора.

Обычно для появления замысла, как отмечает автор, нужен всего лишь «ничтожный толчок»: например, слово, «запавшее на душу», сон, случайная встреча, гудок парохода, «свет солнца в капле воды» и вообще все, «что существует в мире вокруг нас и в нас самих».

Но достаточно ли этого для рождения писательского замысла? Автор, отвечая на этот вопрос отрицательно, утверждает, что появление замысла «всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя». Только тогда, когда в сознании писателя накапливаются различные мысли, чувства и «заметки памяти», у него способна родиться какая-то определенная идея. На примере Л. Толстого и его повести о Хаджи-Мурате автор выражает следующую мысль: ассоциация возникает в сознании писателя только в том случае, если он «подготовлен к этой теме».


Позиция К.Г. Паустовский может быть сформулирована так: замысел литературного произведения рождается не так просто, как кажется на первый взгляд; толчком для его появления может послужить любое явление, однако оно должно быть обусловлено вниманием к определенной теме.

С автором текста нельзя не согласиться. Идея написать художественное произведение на определенную тему может возникнуть совершенно случайно, любое событие из жизни писателя или из окружающего его мира может натолкнуть его на мысль о написании, однако эта мысль никогда не возникнет, если внутренне писатель никогда не задумывался над данной темой. Обосновать эту мысль можно с помощью нескольких примеров.

В стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать» показано, что своеобразным толчком для того, чтобы «достать чернил», являются наблюдения за февралем. С одной стороны, лирический герой руководствуется «случайными» порывами души, с другой стороны, можно задуматься над тем, что негативные ассоциации с февралем не возникли в сознании лирического героя спонтанно, а накапливались постепенно. Поэт-герой наблюдает за «грохочущей слякотью», которая «весною черною горит», за «тысячью грачей», которые «сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей», за «чернеющими» проталинами, за «изрытым криками» ветром и другими природными явлениями. У лирического героя никогда бы не возникла идея написать произведение о феврале, если бы он никогда не задумывался об особенностях этого времени.

Мысль, отраженную в тексте, можно также подтвердить, опираясь на историю создания пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». В основу произведения легло реальное событие: Иван Коновалов, житель Кинешемского уезда, собственноручно убил свою жену. Но нельзя сказать о том, что замысел создать пьесу был рожден внезапно. Во-первых, А.Н. Островский, служащий мировым судьей, во многих своих произведениях отражал судебные дела. Во-вторых, А.Н. Островского интересовала тема зависимости людей от денег, готовности продать собственные чувства.

Таким образом, писательский замысел, с одной стороны, появляется благодаря незначительному «толчку», с другой стороны, рождается разнообразными мыслями и чувствами, вниманием к определенной теме.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Бобришный угор. Дорога была суха, песчана и оттого тепла. Она незаметно вошла в лес» (по тексту Белова)
  • «Не только состояние души проявляется во внешности, но и облик человека во многом определяет особенности его личности. Недостатки, часто даже незаметные окружающим, могут доставлять своему обладателю множество страданий» (по материалам энциклопедии для детей «Человек. Архитектура души»)
  • «Вещи и книги. Мы живем среди овеществленных человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу» (по тексту Лиходеева)
  • «Воздушный шарик. Выходим с детьми из любимого семейного кафе. При выходе детям вручают воздушные шарики» (по тексту Савельевой)