«Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы» (по тексту Быкова)


Как соотносятся литература и память человека? На этот вопрос отвечает В.В. Быков, автор предложенного для анализа текста.

Проблема соотношения литературы и человеческой памяти раскрывается через авторские рассуждения о военной литературе.

В тексте дается характеристика человеческой памяти: она «избирательна и любит приятное», то есть люди, как правило, со временем забывают все плохое, оставляя в своей памяти лишь хорошие моменты. Автор отмечает: если в годы военной молодости человек видит «муки, кровь и страдания», то в старости все происходящее тогда «видится в ином свете».

Совершенно другой должна быть литература, которая, по авторскому мнению, «должна все помнить в подробностях, в первозданности, не упускать ничего». Для литературы не извинительно помнить только хорошее, автор должен говорить правду, какой бы она ни была.


Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: сходство человеческой памяти и литературы проявляется в способности хранить воспоминания о прошлом, различаться они должны тем, что литература не должна быть избирательной, как память человека, со временем забывающей все плохое, она должна раскрывать всю правду, какой бы тяжелой она ни была.

С автором нельзя не согласиться. В памяти человека сохраняется далеко не все, время губительно для человеческих воспоминаний, память пытается вытеснить все плохие моменты из прошлой жизни. Литература, напротив, должна помнить как положительные, так и отрицательные явления жизни. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.

В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» отражены реальные события, происходящие в городе Краснодоне во время Великой Отечественной войны. Однако в повествовании демонстрируются не только героические поступки членов «Молодой гвардии» и взрослых подпольщиков, которые готовы были жертвовать собственными жизнями ради защиты Родины, но и предательство некоторых представителей советского народа. Так, Игнат Фомин выдал остановившегося у него в доме подпольщика Матвея Костиевича Шульгу, а затем стал полицаем, предав тем самым не только своих односельчан, но и Родину в целом. А. А. Фадеев показал, что в военные годы были не только подвиги, но и предательства.

Нашедшая в тексте отражение проблема поднимается и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». В повествование введен мотив плена, что было нехарактерно для советской литературы, так как во время Великой Отечественной войны всех пленных негласно считали предателями. Показывая, что Андрей Соколов находился в плену, автор демонстрирует одну из сторон военной жизни, которая не была чем-то необычным, поскольку в плен брали многих. М.А. Шолохов не идеализирует центрального персонажа, описывая не только его героические поступки, направленные на защиту Родины, но и совершенное им убийство соотечественника Крыжнева. В рассказе показана правда, образ Андрея Соколова раскрывается с нескольких сторон.

Таким образом, литература отличается от человеческой памяти, которая схожа способностью хранить воспоминания о прошлом, неизбирательностью: в ней отражены не только положительные, но и отрицательные моменты жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора...» (по тексту Астафьева)
  • «На Невском, у Литейного, постоянно толпились одни и те же компании ребят» (по тексту Гранина)
  • «В тот день с утра раннего первый турист припожаловал: трое мужиков да с ними две бабёночки» (по тексту Васильева)
  • «Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!» (по тексту Чехова)