9.3. Как Вы понимаете значение слова раскаяние? (по тексту К.Г. Паустовского)


Раскаяние. Что же это такое? Это состояние человека, когда он осознает свою неправоту и признает свои ошибки, сожалея о содеянном. Раскаявшийся чувствует угрызение совести, потому что он понимает, что поступил безнравственно. Раскаяние предполагает искренность перед самим собой, поскольку не каждый человек может признаться самому себе в том, что он совершил аморальный поступок. Человек, который раскаивается в совершении плохих поступков, в следующий раз будет более ответственно относиться к тому, как поступать в подобной ситуации, такой человек навряд ли совершит подобную ошибку, так как его будут останавливать чувства стыда и угрызения совести. Только тот человек, который раскаялся в содеянных безнравственных поступках и пришел к важным истинам, может преобразиться, очиститься и встать на правильный жизненный путь.

Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст К.Г. Паустовского и на читательский опыт.


В тексте К.Г. Паустовского показано раскаяние гимназистов, которые осознали, что поступили безнравственно, когда проводили «психологический опыт» над мнительным учителем латинского языка Субочем. Выслушав от преподавателя осуждающую речь о том, что они безнравственно вели себя на уроке «самого великолепного из всех языков мира», гимназисты осознали, что поступили неправильно. Ученик класса, от лица которого ведется повествование, говорит о том, что он и его одноклассники после слов Субоча «были подавлены тяжестью этих обвинения и картиной собственного ничтожества». Мальчик признается, что он и его товарищи «яростно засели за латынь», потому что хотели загладить вину перед учителем. К.Г. Паустовский показывает, что ученики признали свои ошибки и старались продемонстрировать учителю осознание своей неправоты. То, что гимназисты серьезно стали подходить к изучению латинского языка, становится ярким примером человеческого раскаяния.

Проблема, затронутая в тексте К.Г. Паустовского, поднимается также в написанном В.П. Астафьевым рассказе «Конь с розовой гривой». После того как мальчик Витька, не желая показаться перед Левонтьевскими ребятами трусом, обманул свою бабушку, дав ей присыпанный ягодой туесок, почти полностью наполненный травой, и украл у нее калач для Левонтьевских ребят, он не мог заснуть, так как думал о том, что он совершил дурной поступок. Витьке стыдно за свой поступок, он осознает, что его бабушка не заслужила такого отношения к ней. Угрызения совести толкают Витьку на мысли о том, что он является настоящим преступником. В рассказе выражается мысль о том, что раскаявшийся в безнравственном поступке человек больше не совершит подобный поступок: Витька, оказавшись в подобной ситуации, вспомнит мучившие его угрызения совести и уже не поступит плохо.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что раскаяние – это признание человека самому себе в том, что он совершил плохой поступок, это признание в собственных ошибках и чувство стыда за них.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 23 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие» - А.К. Югов
  • 9.2. «Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл блестяще» (по тексту К.Г. Паустовского)