Как вы понимаете значение слова совесть? (по тексту Ю.Я. Яковлева)


Под совестью можно понимать чувство, заставляющее человека думать о негативной сущности как уже совершенных, как еще несовершенных безнравственных поступков. Когда же человек испытывает муки совести? Человек жалеет о содеянном, раскаиваясь в своих действиях, когда совершает какой-то безнравственный поступок. Противореча собственным жизненным ценностям и принципам, человек, понимая, что поступил неправильно, испытывает угрызения совести. Стоит отметить, что испытывают чувства стыда и раскаяния далеко не все люди, поэтому муки совести свойственны только тем людям, которые имеют представления о нравственности, которые тяготятся тем, что они совершили что-то, несоответствующее понятиям того, что такое хорошо. Для того чтобы удостоверить в данной позиции, можно обратиться к тексту Ю. Я. Яковлева и к читательскому опыту.

В тексте Ю.Я. Яковлева показано, что рассказчик, вспоминая, как он плеснул в трубку плавающего в речке парня горсть воды, а затем и вовсе опустил ее в воду, испытывает муки совести. То, что героя обуздал испуг, и то, что он сразу же поплыл к берегу, а затем и вовсе ушел от реки, ни разу не оглядываясь, говорит о том, что чувство стыда обрушилось на рассказчика сразу же после содеянного. В тексте подчеркивается, что ситуация произошла год назад, однако рассказчик никогда не забывал о случившемся, помня даже мельчайшие детали того дня. Герой все это время пытался убедить себя, что из-за его шутки не могло случиться что-то страшное, однако, как он признается сам, на самом деле ему так и не удавалось до конца поверить в это. Автор демонстрирует, что чувство вины не исчезло со временем, на что рассчитывал рассказчик, что оно, наоборот, лишь развивалось и становилось крепче. Если бы герой тогда помог плавающему парню или хотя бы обернулся посмотреть, в порядке ли он, его терзания были бы не такими сильными, а теперь неизвестность по поводу того, что случилось с парнем, пугала его, заставляя постоянно думать о содеянном. Героя текста нельзя назвать отрицательным: его поступок на реке нельзя оправдать, однако то, что он раскаивается и осознает неправильность своего поведения, говорит о том, что он не жестокий человек, который с легкостью совершает безнравственные поступки, а потом сразу же забывает о них. Испытание мук совести говорит о том, что рассказчик имел представления о нравственности.


Проблема совести поднимается и в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Ночью мальчик Витька не может заснуть, постоянно терзаясь мыслями о том, что он является настоящим преступником из-за того, что обманул бабушку, отдав ей на продажу лишь присыпанный ягодой туесок, на самом деле наполненный травой, и своровал у нее калач, боясь, что левонтьевские ребята расскажут ей правду. Автор не выражает исключительно отрицательного отношения к своему персонажу, он демонстрирует, что Витька – не плохой человек, что он всего лишь совершил ошибку, свернув не на тот путь, однако он небезнадежен. В отличие от левонтьевских ребят, которые даже не думают о своих безнравственных поступках, Витька чувствует вину, испытывает терзания, заставляющие его прийти к важным истинам нравственности.

Таким образом, муки совести испытывает имеющий представления о нравственности человек, совершивший безнравственный поступок, в котором он раскаивается.




Вариант 30 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего» - учебник русского языка
  • 9.2. «Но какая-то боль накапливалась во мне, во мне нарывало чувство вины. Я думал, что этот нарыв прорвется, а он оказался вечным, неизлечимым» (по тексту Ю.Я. Яковлева)