9.3. Как Вы понимаете значение слова взаимопонимание? (по тексту В.П. Крапивина)


Что же такое взаимопонимание? Это способность людей понимать друг друга. Взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, основаны на способности ставить себя на место другого человека, понимать все его чувства, эмоции и переживания. Взаимопонимание – это не только способность, но и желание слышать друг друга. Взаимопонимания никогда не будет в тех отношениях между людьми, где один человек или оба являются эгоистами, думающими только о собственных интересах, не имея ни способности, ни желания понять чувства другого человека. В тех взаимоотношениях, где нет взаимопонимания, люди постепенно отдаляются друг от друга.

Доказать справедливость данной точки зрения можно, опираясь на текст В.П. Крапивина и на читательский опыт.


В тексте В.П. Крапивина показано отсутствие взаимопонимания между Генкой и его отцом. То, что Генка начинает разговор с отцом, которого часто не бывает дома, и то, что он мечтает о поездке в тайгу, где работает отец, говорит о том, что Генка нуждается в отцовском внимании. Отец же не понимает, что ребенку необходимо его внимание. Во время отпуска отец читает книгу, нехотя отвечает на вопросы сына, вместо того чтобы уделить все свое внимание мальчику, фактически растущему без отца. Об отсутствии понимания со стороны отца особо ярко говорит то, что во время разговора с Генкой отец говорит о том, что человеком становится лишь тот, у кого «работа появляется, нужное дело». Считая, что «учение – еще не работа», следовательно, Генка сейчас – не человек, а «так просто», отец проявляет неуважение к собственному сыну. Он не понимает, что учеба – такой же труд, как и работа, обесценивая тем самым труд Генки. В. П. Крапивин подчеркивает существующую дистанцию между отцом и сыном. В тексте показано, что отец ничего не делает для того, чтобы сблизиться со своим сыном, чего так хочет сам Генка, стремящийся к взаимопониманию с отцом. Текст заставляет задуматься о том, что отсутствие взаимопонимания – это когда, один человек или оба не хотят думать о чувствах другого, не хотят понимать его, следовательно, взаимопонимание – это желание думать о другом и понимать его.

Проблема взаимопонимания поднимается также в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени». Вера Алмазова, узнав о том, что ее муж Николай Евграфович оказался в трудной жизненной ситуации, из-за которой его могли отчислить из академии, в которую он пытался поступить несколько лет, тот час же начала думать о том, как выйти из сложившейся ситуации. Вера не оставила своего мужа один на один с проблемой, она не стала упрекать его в ошибках и скандалить, поскольку она понимала, что упреками и скандалами невозможно исправить ситуацию. Понимая, насколько для мужа важно обучение в академии, Вера сделала все возможное, чтобы Николай Евграфович смог остаться в академии. Поведение Веры Алмазовой – яркий пример способности и желания понимать другого человека, слушать его и ставить себя на его место.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что взаимопонимание, которое невозможно во взаимоотношениях между эгоистичными людьми, построено на способности и желании слышать и понимать друг друга.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 36 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник
  • 9.2. «И казалось Генке, что там, вдвоём с отцом, они будут ближе друг другу» (по тексту В.П. Крапивина)