Как вы понимаете значение выражения настоящий учитель? (по тексту Ю.Я. Яковлева)


Под настоящим учителем можно понимать того, кто занимается не столько передачей предметных знаний, сколько воспитанием человека как нравственной личности. Каким же должен быть учитель? Он должен не столько в идеале знать свой предмет и уметь преподносить ученикам учебную информацию, сколько быть Человеком с большой буквы. Он должен учить детей нравственным ценностям, на собственном примере показывая, как нужно себя вести. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту Ю.Я. Яковлева и к читательскому опыту.

В тексте Ю.Я. Яковлева показано, что настоящим учителем был Учитель, в свое время обучавший рассказчика. Примечательно, что в повествовании даже не называется ни фамилии, ни имени и отчества преподавателя, рассказчику важно было подчеркнуть его педагогическую силу. То, что Учитель преподносит ученикам информацию о сильном урагане посредством рассказа о выпавшем в Новой Каледонии «дожде из лягушек», говорит о том, что всю учебную информацию педагог излагал не сухим языком, а весьма интересным способом. Рассказчик подчеркивает, что ребятам было интересно слушать Учителя и смотреть в его глаза, в которых то «извергались вулканы», то «сползали ледники», то «обрушивались дожди… из лягушек». Однако Учитель не только давал школьникам предметные знания, но и преподавал им важные жизненные уроки. На это указывает то, что Учитель заставил учеников задуматься над тем, что сердце человека является «вечным двигателем». Рассказчик восхищается мастерством Учителя, который «постепенно открывал неведомый мир», заставляя задуматься над «новыми значениями» «обычных вещей».


О том, кого можно назвать настоящим учителем, размышляет и В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Лидия Михайловна смогла увлечь рассказчика изучением иностранного языка, сделать так, чтобы он понимал его и добивался успехов в обучении. Учительница хотела не только подтянуть знания рассказчика по французскому языку, но и помочь ему справиться с тяжелым послевоенным временем. Неравнодушная к судьбе героя, Лидия Михайловна то кормила его после дополнительных занятий, то присылала ему еду посылкой, то играла с ним в «замеряшки» на деньги, с помощью которых он мог бы приобрести продукты первой необходимости. Автор показывает, что Лидия Михайловна жертвует собственным рабочим местом, чтобы помочь мальчику. Самопожертвованием и отсутствием обиды и злости за то, что ее уволили, Лидия Михайловна преподала рассказчику важные уроки нравственности, которые пригодились ему в дальнейшей жизни. Через образ Лидии Михайловны в рассказе выражена мысль о том, что учитель должен быть, прежде всего, Человеком.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что учитель должен не только знать свой предмет, но и уметь контактировать с учащимися: не только увлекать их своим предметом, с интересом рассказывая учебную информацию, но и воспитывать в них нравственные личностные качества, демонстрируя свое небезразличие к судьбам детей.




Вариант 16 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям…» - В.Г. Короленко
  • 9.2. «…с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица» (по тексту Ю.Я. Яковлева)