Как вы понимаете значение выражения особенные дети? (по тексту А.В. Етоева)


Под «особенными детьми» принято понимать детей с ограниченными возможностями, выраженными недостатками в умственном или физическом развитии. Проблема отношения к «особенным детям» актуальна во все времена. Каким же должно быть отношение к «особенным детям»? Права таких детей ни в коем случае не должны ущемляться, в обществе к ним должны относиться, как и к остальным людям, даже больше – к ним нужно проявлять понимание и терпимость, не предъявлять к ним высоких требований, их нужно поддерживать, о них нужно заботиться. Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту А.В. Етоева и к читательскому опыту.

В тексте А.В. Етоева показано, что «особенным ребенком» является мальчик-рассказчик. Об этом читатель узнает со слов самого ребенка, который признается в том, что его не взяли в школу, потому что он «отстает в развитии». Рассказчик также признается в том, что его «только таскают по докторам да гробят лекарствами». Однако автор выражает важную мысль: герой – такой же ребенок, как и все остальные, несмотря на то что его мировоззрение отличается от мировоззрения взрослых и других детей. Мальчик плохо считает, но он знает, «как красиво и умно устроен арбуз», что крайняя левая звездочка в созвездии Ориона будто «отрывается от других и летит чуть ли не на ладонь». В тексте показано, что мышление мальчика-рассказчика особенное, и к нему нужно относиться так же особенно: в первую очередь, с пониманием и без презрения и упреков. Образ неизвестного существа Эйтыкто, которое будто старается обратить внимание рассказчика на слова любви отца, вычеркнуть из памяти негативные воспоминания об отце, показывает, как нужно относиться к «особенным детям». Через образ отца передается следующая мысль: на таких детей нельзя обижаться, ругаться, бить их и унижать их достоинство, их нужно ценить, уважать, любить и проявлять к ним заботу.


Проблема толерантного отношения к «особенным детям» находит отражение и в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». В центре внимания находятся ученики коррекционного класса 7 «Е». В произведении выражена мысль о том, что эти ученики не виноваты в том, что родились с физическими или психическими отклонениями или что они растут в неблагополучных семьях. В повести продемонстрирована жестокость по отношению к «ешкам»: родители других классов, большинство детей и даже учителя считают учеников коррекционного класса «уродами», «отбросами», «браком» и «антиобщественным явлением». Вместо того чтобы предпринимать меры по исправлению или ослаблению недостатков психофизического развития детей, учителя гимназии только унижают их, считая, что их несчастное будущее уже предопределено. С помощью образа учителя географии Сергея Анатольевича, который пытается доказать остальным учителям, что дети из класса коррекции нуждаются в защите и помощи, который пытается бороться с несправедливым отношением общества к детям из 7 «Е», выражается авторская позиция: «ешки» – такие же дети, как и «ашки», родители которых были богатыми и влиятельными людьми, поэтому к ним нужно относиться с уважением и заботой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что отношение к «особенным детям» должно основываться на толерантности, понимании, терпимости, заботе, поддержке и помощи.




Вариант 27 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» - Д.С. Лихачев
  • 9.2. «Я улыбаюсь нестрашному Эйтыкто, но его уже нет в комнате, он исчезает непонятно куда, будто растворяется в воздухе» (по тексту А.В. Етоева)