9.3. Какую роль воображение играет в жизни ребенка? (по тексту А. Платонова)


Под воображением можно понимать способность к созданию в сознании нереальных или далеких от настоящего временного пространства образов, характеристик и действий. Воображение – важная способность в человеческой жизни, поэтому его развивают с самого детства. Какую же роль воображение играет в жизни ребенка? Оно помогает изучать окружающий мир, проявляя особый интерес к нему, по-разному смотреть на явления действительности, отмечая свойственные им различные детали.

Чтобы убедиться в этой позиции, можно обратиться к тексту А. Платонова и к читательскому опыту.


В тексте А. Платонова выражена мысль о том, что воображение играет важную роль в жизни малолетнего Егора. «Слушая голос листьев, их кроткие бормочущие слова» и пытаясь разговаривать с ними, задавая вопросы жуку, которого герой поднял с земли, Егор демонстрирует особый интерес к окружающему миру. Подчеркивая, что мальчик задает интересующим его явлениям действительности вопрос «Ты кто?», автор выражает мысль о том, что Егор хочет узнать сущность всего, что его окружает. То, что мальчику кажется, будто листья произносят какие-то непонятные ему слова, говорит о том, что он думает о существовании какой-то тайны, раскрыть которую ему помогает воображение. Наблюдения за жуком, который обладал «настойчивой смелостью», заставили Егора задуматься над тем, что «это не жук, а кто-то более важный и умный». Ночью герой думает о том, что сейчас есть кто-то, кто «идет по пустой дороге и не боится ничего». Предложения 16-17 заставляют читателя задуматься над тем, что воображение помогает Егору приходить к таким важным философским истинам, как эта: упавший с дерева усохший лист «когда-то вырос на дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался с неба на землю, как домой после долгой дороги». В тексте показано, что с помощью воображения Егор познает окружающий его мир в его разных проявлениях.

О роли воображения в жизни ребенка заставляет задуматься и рассказ К.Г. Паустовского «Вода из реки Лимпопо». Учитель географии Черпунов, который считал, что воображение раздвигает границы человеческого сознания, особое внимание уделял развитию воображения у своих учеников. Помещая на бутылки с «обыкновенной водопроводной водой» наклейки с информацией о том, что там находится вода из Нила, Лимпопо, Средиземного моря, герой развивал у школьников интерес к тем местам, откуда была якобы взята вода. Черпунов такой прием считал одним из того, что «давало толчок развитию воображения». Ученики, рассматривая бутылки с якобы необычной водой, создавали в своем сознании определенные образы. Они воображали о том, как была взята вода в том или ином месте, какой она была на вкус. С помощью такого хитрого приема Черпунов помогал школьникам познавать окружающий мир, способностью к чему, по мнению учителя, «человек отличается от животного».

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что воображение помогает ребенку интересоваться тем, что происходит с ним и вокруг него, узнавать много новой информации об окружающем мире.




Вариант 35 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Для монолога-рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие вопросительные предложения, разнообразные конструкции, передающие логическую связь явлений: причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные» - Г.Я. Солганик
  • 9.2. «Мать задумалась и тихо сказала: – Тебе это приснилось» (по тексту А. Платонова)