9.2. «Капитан глянул на себя в зеркало. Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет. Вышел на мостик. Всходила красная луна. А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые» (по тексту Б.С. Житкова)


Данными фразами заканчивается весь текст Б.С. Житкова. В них отражается мысль о том, что капитан парохода, который попал в узкое ущелье, где были подводные камни, за время прохождения опасного места настолько сильно переживал и нервничал, что покраснел и поседел. На протяжении повествования автор не говорит о том, что ледокол хотя бы как-то внешне показывал свое беспокойство, но на самом деле внутренне он пережил за момент прохождения через труднопроходимое место очень многое. Действия капитана показывают, что он является настоящим профессионалом своего дела. Несмотря на личные переживания, больше он переживал за жизни других людей. Он не хотел, чтобы на пароходе возникла паника, поэтому держал все свои переживания внутри себя. То, что капитан после удачного маневра покраснел, говорит о том, что он собрал все свои силы и сделал все возможное, чтобы избежать трагедии. О больших внутренних переживаниях говорит и то, что у капитана поседели виски за такой короткий промежуток времени.

Чтобы доказать высказанную позицию, можно обратиться к предложенному тексту.


В тексте подчеркивается, что главный герой – опытный капитан. Когда с запада только потянул ветерок, капитан сразу же понял, что впереди будет непроходимый путь (предложения 7-10). В предложении 12 говорится о том, что капитан стал серьезным. Еще тогда, когда не было явных опасений, капитан понимал, что пароходу и всем тех, кто на нем находится, грозит опасность. Когда пароходу не удалось перейти через лед, капитан понимал, что ему не удастся развернуться в узком канале, что ему придется дрейфовать на восток, но опасность заключается в том, что справа находятся камни (предложения 29-31). Главный герой точно осознавал: «если он брюхом упрется в камни, то через минуту лед слева подойдет к борту вплотную, напрет в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда – конец».

Но несмотря на понимание опасности, капитан не стал паниковать и подвергать панике других людей, находящихся на пароходе. Ледокол переживал внутри себя, не выражая свои чувства и эмоции наружу, чтобы не пугать других людей. В предложениях 48-50 подчеркивается, что когда камни впервые «чиркнули» о пароход, капитан обрадовался тому, что этого никто не услышал, что на пароходе все оставались спокойными. Автор показывает, что для капитана важно было спокойствие на корабле, потому что податься панике – значит, подтвердить свое бессилие, смириться с предстоящей гибелью. Взяв же себя в руки и просчитав свой путь, капитан смог увести пароход от опасности, хоть ему и пришлось потерять много нервных клеток.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финал текста Б.С. Житкова выражает мысль о том, что капитан парохода осознавал, что оказался в труднопроходимом месте, где находившиеся на пароходе люди могли погибнуть; хотя он и не показывал внешне свои переживания, капитан очень нервничал, что отражается в том, что он покраснел и поседел за такой короткий промежуток времени.

С полным текстом Б.С. Житкова можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 19 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Профессионализмы являются средством точного и лаконичного выражения мысли. В художественной литературе используются как средство речевой характеристики персонажей» - И.Б. Голуб
  • 9.3. В каких ситуациях человеку нужна решительность? (по тексту Б.С. Житкова)