9.2. «Ладно, – решил я, – пусть сам выбирает»» (по тексту Ю.И. Коваля)


Смысл представленного для рассуждения предложения из текста Ю.И. Коваля разъяснить можно так: заметив, что спустя время купленный клест начал чувствовать себя некомфортно, рассказчик принял решение дать ему право выбора. Рассказчик на глазах птицы обустроил для нее комнату, чтобы она видела, что может остаться жить с ним, а также открыл клетку, выставив ее на балкон, чтобы птица знала, что может улететь из дома. Герой дал Капитану Клюквину возможность самому определиться с тем, как ему жить дальше. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к примерам из самого текста.

В предложении 24 подчеркивается веселый нрав купленного клеста. Автор указывает на то, что любил делать клест: прыгать по клетке, петь, долбить шишки, расшатывать прутья, выламывать дверцу (предложения 25-27). Птица даже подпевала мелодии, которую играл рассказчик на гитаре, о чем говорится в предложении 37. Ю.И. Коваль показывает, что сначала клест чувствовал себя уютно в доме рассказчика, поэтому тот даже не думал о том, чтобы давать Капитану Клюквину выбор между тем, чтобы остаться с ним, и тем, чтобы улететь из дома. Однако осознание того, что птице стало «неважно» (предложение 42), и наблюдение за клестом, который «совсем захандрил» (предложение 49), заставили героя задуматься над тем, что птица перестала себя чувствовать хорошо, находясь у него дома, что она скучает по той свободе, которой была лишена, сидя в клетке.


Ю.И. Коваль описывает действия, которые совершил рассказчик, чтобы у птицы было право выбора. На глазах у клеста герой, согласно предложению 56, «устроил в комнате ярмарку»: он расположил по всей комнате еловые ветки, сверху повесил еловые и ольховые шишки, калиновые и рябиновые кисти. Автор выражает мысль о том, что рассказчик сделал все это, чтобы показать клесту, что он не против того, чтобы тот остался у него дома, что он будет рад продолжать заботиться о нем. Однако то, что рассказчик перенес клетку на балкон, а затем открыл дверцу, говорит о том, что он был не против того, чтобы Капитан Клюквин улетел из его квартиры, если ему действительно этого хочется. О том, что герой не выгонял клеста, а тот самостоятельно принял решение касательно того, как и где жить дальше, говорит также то, что после того, как Капитан улетел из клетки, рассказчик не убирал клетку с балкона, что в комнате оставалась все та же обстановка, что рассказчик наигрывал ту мелодию, которой раньше подпевал клест. Герой давал Капитану Клюквину вернуться, своими песнями на гитаре он звал птицу, которая, увидев прежнюю комнату, могла понять, что ее также ждут.

Подводя итог к вышесказанному, можно отметить, что смысл предложения 55 текста Ю.И. Коваля заключается в следующем: видя, как птице стало некомфортно жить в его доме, рассказчик, обустроив для клеста комнату и открыв дверцу клетки, дал Капитану Клюквину возможность выбрать: продолжить пребывание в его квартире или отправиться в свободный полет.




Вариант 20 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Мастерство писателя проявляется в использовании всех богатств и возможностей языка» - Е.Н. Ширяев
  • 9.3. Как характеризует человека его нравственный выбор? (по тексту Ю.И. Коваля)