9.2. «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная» (по тексту Л. Пантелеева)


Текст Л. Пантелеева завершается словами бывшего танкиста и полковника о том, что он нисколько не раскаивается в том, что летом 1945 года он удочерил «славную» девочку Лиду. Смысл финала можно объяснить следующим образом: герой оценил веру девочки-сироты Лиды Гавриловой в то, что советскому народу удастся победить немцев, поэтому после войны, когда полковник уже знал, что ему полтора года назад подарила Лида, он решил удочерить ее. Попутчик рассказчика был благодарен девочке из детского дома, которая, попросив открыть подарок, когда советский народ будет под Берлином, дала герою силы не сдаваться и бороться за Родину до конца. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, желая отблагодарить военных за то, что они устроили им новогодний праздник, девочка Лида, жившая в ленинградском детском доме, подарила попутчику рассказчика «маленький беленький пакетик, перевязанный зеленой шерстяной ниткой» (предложение 39), в котором находился «обыкновенный носовой платочек с красной и зеленой каемочкой» (предложение 59). В записке, которая была «пришпилена» к платочку, согласно предложению 65, была информация о том, что этот платочек был подарком от погибшей матери Лиды. Бывший танкист не мог не оценить то, что сирота подарила ему то, что осталось у нее от умершей матери, он осознал, что подарок Лиды был сделан от всего сердца. Поэтому герой не мог не отблагодарить добрую девочку Лиду Гаврилову.


Во-вторых, подарок, который девочка сделала еще в 1943 году, давал полковнику много сил. Просьба Лиды развязать пакет с подарком только при взятии Берлина помогала танкисту идти вперед и бороться за Родину, чтобы в итоге действительно посмотреть на то, что подарила ему девочка из детского дома. В предложениях 48-53 показано, что подарок Лиды сопровождал участника военных событий с 1943 года до самого конца войны, попутчик рассказчика признается, что вместе с ним он и тонул, и дважды горел в танке, и лежал в госпиталях. Герой, который целых полтора года держал при себе нераспечатанный пакет с подарком, оценил ту веру в победу, которая присутствовала у Лиды, поскольку уже тогда, когда «немцы еще под Пулковым сидели, на улицах снаряды падали» (предложения 43-45), она была уверена в том, что советский народ и полковник в частности в итоге дойдут до Берлина. Танкист признается, что, открыв в Берлине пакетик, на этот совершенно простой платок он смотрел «совсем другими глазами» (предложение 60). Общаясь с рассказчиком, бывший полковник, согласно предложениям 61 и 72, признался, что эта «тряпочка» дорога его «солдатскому сердцу». На это указывают и предложения 5, 8 и 16, где показано, что герой бережно относится к «маленькому-премаленькому носовому платочку».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что финал текста Л. Пантелеева говорит о том, что попутчик рассказчика оценил сделанный в военное время подарок девочки-сироты Лиды Гавриловой в виде платочка, который ей когда-то подарила ее погибшая мать, поскольку этот подарок помогал герою не сдаваться и бороться с врагом вплоть до самого Берлина.




Вариант 19 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Как доброта может изменить мир? (по тексту Л. Пантелеева)