Авторские отступления и их роль в создании образа Ленского (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)


Отличительной особенностью романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является большое количество авторских отступлений, которые помогают выразить мысли самого писатели. Некоторые авторские отступления помогают раскрыть образ второстепенного персонажа Владимира Ленского.

А.С. Пушкин подчеркивает мечтательный характер Ленского, называя его «задумчивым мечтателем», который «забавлял мечтою сладкой // сомненья сердца своего», который верил в любовь и дружбу, а также «верил мира совершенству». Автор подчеркивает, что Ленскому свойственен «юный бред». В романе в стихах прослеживается мысль о том, что Ленский, постоянно рассуждая о жизни, на самом деле ничего не знал о реальной действительности. Постоянно находясь в мире мечты, Ленский с каждым разом отдалялся от реального мира, теряя с ним связь.


Образ Ленского помогает А.С. Пушкину раскрыть проблему творчества. Стихотворения, которые Ленский писал в честь своей возлюбленной Ольги, были, как отмечает автор, «темны и вялы». Он сравнивает творчество Ленского с романтизмом, однако говорит о том, что все же это не данное литературное направление: «Что романтизмом мы зовем, // Хоть романтизма тут нимало // Не вижу я; да что нам в том?». Здесь поднимается проблема псевдоромантизма. А.С. Пушкин утверждает, что стихи Ленского были «полны любовной чепухи». Проницательный читатель видит ироническое отношение А.С. Пушкина, написавшего «энциклопедию русской жизни», к поэту-мечтателю, который не может написать ничего реалистического, поскольку ничего не знает о реальной действительности.

А.С. Пушкин всячески подчеркивает, что Ольга Ларина на самом деле ничего не чувствовала к Ленскому, он посчитал ее поведение проявлением любовью лишь по той причине, что Ольга вела себя так, как было принято в обществе того времени. Ленский ошибался в том, что Ольга чувствует к нему любовь, ошибался он и в самой Ольге, не увидев ее нравственную пустоту и никчемность ее жизни. Автор утверждает: «Он был любим… по крайней мере // Так думал он, и был счастлив». Взгляд Ленского на его взаимоотношения с Ольгой был настолько обманчив, как и обманчивы его представления о жизни в целом.

После гибели Ленского на дуэли автор восклицает: «Мой бедный Ленский!». Здесь наблюдаются два противоречивых чувства: автор и выражает жалость к Ленскому, который погиб от дружеской руки, и иронизирует над ним, поскольку его смерть стала результатом его ревности. А.С. Пушкин задается вопросом, «смутился ли, певец унылый, // измены вестью роковой», когда после смерти увидел, как его возлюбленная почти сразу забыла его и вышла замуж за улана. Рассуждения автора о том, что «равнодушное забвенье // за гробом ожидает нас. // Врагов, друзей, любовниц глас // вдруг молкнет» указывают на то, что после смерти Ленский был всеми забыт. Но авторская жалость сливается воедино в упрек: писатель упрекает Ленского за то, что он не хотел познавать окружающую действительность, из-за незнания которой он и погиб.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чем, по-вашему, объясняется поведение Татьяны во время ее последнего свидания с Онегиным?
  • Как слова Пушкина о Ленском: «Он сердцем милый был невежда» помогают понять сущность героя? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Удалось ли Онегину в конце романа духовно воскреснуть или он по-прежнему, по мысли критика, «не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу»? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?