Борьба добра и зла в современной русской литературе


В современной русской литературе часто поднимается уже относящаяся к вечным проблема добра и зла. Данная проблема находит отражение в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» и в рассказе Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога».

Анализ повести «Класс коррекции» позволяет сказать о том, что к представителям добра можно отнести учеников коррекционного 7 «Е»-класса. Несмотря на сложные характеры и на наличие проблем в семье и в обществе в целом, «ешки» не озлобились на мир. Ученики класса коррекции, которые не понаслышке знают, что такое трудности в жизни, не оставляют друг друга в беде, поддерживают в трудные минуты и всячески помогают.

«Ешки» оценивают человека по его внутренним качествам, а не по социальному и материальному положению, как это делают большинство учителей гимназии, родителей и так называемых «ашек». Все учителя, кроме молодого преподавателя географии Сергея Анатольевича, негативно относятся к коррекционному классу, считая его настоящим наказанием для учителей. Большинство взрослых людей относятся к «ешкам» как к «отбросам общества». Влиятельные и обеспеченные родители учеников 2 «А»-класса не хотят, чтобы вместе с их детьми на экскурсию в Эрмитаж поехал мальчик на инвалидной коляске.


Е.В. Мурашова выражает мысль о том, что учителя и родители, поддерживающие своеобразное деление детей на «ашек» и «ешек», воспитывают в детях отсутствие понимания, милосердия и самопожертвования. На примере образа Артема Кондратьева, который похитил Стешу, автор показывает, что зло можно взрастить в себе в еще совсем юном возрасте. Е.В. Мурашова, на протяжении всего повествования показывая нахождение учеников коррекционного класса в конфликте с обществом, все же выражает мысль на победу добра: пока существуют люди, подобные «ешкам», пока есть поддерживающие их взрослые, наподобие Сергея Анатольевича, и дети, наподобие второклассника Вадика, добро не исчезнет.

Если в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» в основном уделяется внимание конфликту представителей добра и зла, то в рассказе Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога» продемонстрирована борьба добра и зла внутри человека. Автор показывает, что шестилетний мальчик имел как ангела-хранителя, так и беса, которые давали ему свои советы. Когда мальчик увидел котенка, бес предложил мальчику «привязать котенку на хвост консервную банку» или «бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть». Ангел-хранитель же, побоявшись, что мальчик послушается беса, «стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги…». Оказавшись же рядом с домом одной бабушки, мальчик послушал беса, который предложил ему «наесться малины и огурцов», несмотря на уговоры ангела-хранителя не становиться вором. Данный рассказ заставляет задуматься о том, что человек не может иметь в своей душе только добро или только зло, что они существуют друг с другом, постоянно находясь в борьбе.

Таким образом, в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» и в рассказе Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога» поднимается проблема борьбы добра и зла, однако раскрывается она в этих двух произведениях по-разному.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отражение времени в современной русской литературе
  • Герой времени в современной русской литературе
  • «Лагерная тема» в современной русской литературе
  • Судьба «лишнего человека» в современной русской литературе