/

Быт и нравы дворянства в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей изображены быт и нравы дворянства. К числу таких произведений относятся комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Местом действия в комедии «Недоросль» является родовое имение Простаковых, то есть в центре внимания оказывается провинциальное дворянство. Дом Фамусовых, где происходит действие комедии «Горе от ума», находится в Москве, которая в то время была крупным, но провинциальным городом. В отличие от этих двух комедий, в романе в стихах «Евгений Онегин» изображено как провинциальное, так и столичное дворянство.

Дворянское общество в Петербурге и Москве, описанное А.С. Пушкиным, живет в соответствии со светским образом жизни, при котором дворяне посещают различные балы и другие мероприятия, откуда они возвращаются очень поздно, после чего спят до самого обеда. О любви дворянского общества к посещению домов говорит и А.С. Грибоедов, поскольку в доме Фамусовых, помимо главных действующих лиц, собираются другие представители «фамусовского общества», которые привыкли посещать друг друга ради развлечений и собирания последних сплетен.

В отличие от «Евгения Онегина» и «Горя от ума», в «Недоросле» нет описания дворянской напыщенности и праздности, в повествовании не говорится о том, что Простаковы – любители светских мероприятий. Фонвизинская комедия также отличается от пушкинского романа в стихах и грибоедовской комедии тем, что в ней поднимается проблема барского гнета: госпожа Простакова, а вслед за ней и Митрофанушка грубо и жестоко относятся к слугам, за что семья Простаковых в итоге и лишается имения.


И Д.И. Фонвизин, и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин показывают, что для представителей дворянского общества важно положение человека в обществе, а не его нравственные качества. Госпожа Простакова стремится к обретению высокого социального статуса, поскольку она, желая показать себя наравне с другими дворянами, нанимает своему сыну Митрофанушке учителей. Стремление обрести высокое положение в обществе и получить карьерный рост – это важные признаки так называемого «фамусовского общества». Это же характерно как для столичного, так и для провинциального дворянства, описанного А.С. Пушкиным.

В «Евгении Онегине» и в «Горе от ума» продемонстрирована зависимость дворян от общественного мнения, авторы показывают, что невозможно сделать какое-либо действия, не обратив на себя внимания, оставшись незамеченным. Примечательно, что А.С. Пушкин в своем романе в стихах использует фразу из грибоедовской комедии: «И вот общественное мненье!». И «фамусовское общество», и дворянская среда из «Евгения Онегина» не имеют собственного мнения, они привыкли жить по придуманным кем-то правилам, боясь отступить от них и выразить собственную позицию. Люди же, которые не похожи на других представителей дворянства, либо не принимаются обществом, как это было с Евгением, который стал чужим обществу, которое раньше считало его «очень милым», либо считаются за сумасшедших, как это было с Чацким.

Во всех трех произведениях показано, что дворянство стремится к обретению как можно большего количества материальных средств. Простаковы, узнав о полученном Софьей богатстве, сразу же меняют отношение к ней, стремятся породниться с ней, а когда это не получается, пытаются похитить ее, чтобы насильно выдать замуж за Митрофанушку. На роль материальных средств в жизни «фамусовского общества» особо ярко указывает слова Фамусова, обращенные к Софье: «Кто беден, тот тебе не пара».

И в «Недоросле», и в «Горе от ума», и в «Евгении Онегине» авторы выражают мысль о том, что дворянское общество, которое живет в соответствии с такими ложными ценностями, как социальный статус и материальные средства, которое не обращает внимания на внутренние качества людей, является пустым и ничтожным, а его существование – бесцельным и бессмысленным.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив размышления о книгах в русской литературе
  • Мотив молитвы, обращения к Богу в русской литературе
  • Связь любовных и социальных мотивов в русской литературе
  • Образ государя (государыни) в русской литературе