Кого — Чацкого или Софью — и почему вы считаете главным действующим лицом комедии Грибоедова «Горе от ума»?


Некоторые исследователи и литературоведы задавались вопросом, кто – Чацкий или Софья – является главным действующим лицом комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый исследователь и литературовед высказывает свою точку зрения на этот счет. На мой взгляд, центральным персонажем является Александр Андреевич Чацкий.

Несомненно, образ Софьи важен в сюжетном отношении. Именно любовь к Софье заставляет Чацкого сразу после возвращения в Россию приехать в дом Фамусовых, где и происходит все действие комедии. Получается, что с образом Софьи связана завязка всей грибоедовской комедии. Но то, что персонаж участвует в завязке произведения, не становится аргументом к тому, что он является центральным персонажем.


Софья выполняет и другие функции в сюжетном плане. Именно отсутствие любви по отношению к Чацкому со стороны Софьи становится причиной сложных взаимоотношений между персонажами, что составляет основу любовного конфликта комедии. Именно Софья является тем человеком, который распустил слух о безумстве Чацкого. А.С. Грибоедов показывает, что действия Софьи являются своеобразным двигателем сюжета. Однако воздействуют на сюжет и другие персонажи, но от этого главными они не становятся.

Да, Софья и до начала действия, и на протяжении всего действия совершает намного больше поступков, чем Чацкий. Но Софью можно назвать главным действующим лицом, если только рассматривать понятие «действующее лицо» как герой, который совершил большое количество действий. Все же термин «действующее лицо» имеет несколько другое определение. Чацкий является героем-резонером, то есть персонажем, который не принимает активного участия в развитии действия, в свою очередь обличая других персонажей. В грибоедовской комедии мысли о фамусовском обществе намного важнее происходящих действий. И. А. Гончаров справедливо заметил, что Чацкий в комедии поставлен в «страдательном залоге», однако это не мешает ему обличать общество, что и входило в замысел А.С. Грибоедова.

В комедии «Горе от ума» наблюдается несколько конфликтов: любовный и социальный. Все же центральным конфликтом является социальный, А.С. Грибоедов особое внимание уделил противостоянию «века нынешнего» «веку минувшему». А так как с социальным конфликтом связан образ Чацкого, то его и можно считать центральным персонажем. Неважно, по какой причине Чацкий оказался в доме Фамусовых, важно, каковы взаимоотношения между Чацким и фамусовским обществом. Важно, что главный герой Чацкий обличает пороки современного ему общества, выказывает недовольство той жизнью, которую ведет большинство окружающих людей. С помощью мыслей и реплик Чацкого А.С. Грибоедов выражает мысль о необходимости общественных изменений. Именно Чацкий, а не Софья обличает общество и ставит под сомнение принципы и жизненные ценности «века минувшего». Именно Чацкий будоражит все фамусовское общество, показывая всем собравшимся в доме Фамусова, что мыслить можно иначе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Ставит ли Грибоедов перед читателями вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов? (по комедии «Горе от ума»)
  • Черты какого литературного направления доминируют в драматургии Грибоедова? (по комедии «Горе от ума»)
  • Способы выражения авторской позиции в драматургии (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Согласны ли вы с утверждением Грибоедова, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека», и почему? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)