Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей комедии Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?


Отличительной особенностью пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является отсутствие «идеального» героя. Чем же можно это объяснить?

Яркие представители прошлого Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев не приспособлены к самостоятельной жизни, они привыкли жить за счет деятельности других людей. Однако герои являются весьма добрыми людьми, которые обладают способностью видеть красоту вишневого сада и искренне ценить его. Раневская и Гаев вводят имение в долги, за которые оно оказывается на торгах, они ничего не делают для того, чтобы спасти имение с вишневым садом. Однако они не вступают в ожесточенный конфликт с представителем настоящего Лопахиным, который выкупил у них имение. Раневская и Гаев уезжают из родного сердцу имения, не ссорясь с Лопахиным. Все это доказывает мысль о том, что представители прошлого имеют и достоинства, и недостатки.

Таким же неоднозначным является образ Лопахина. Принято считать, что герой имеет две противоположные друг другу характеристики, которые все же совмещающиеся в одном человеке: он «хищный зверь» и в то же время «тонкая, нежная душа». У Лопахина не было корыстной цели выкупить имение Раневской, он воспользовался ситуацией только тогда, когда Любовь Андреевна отказалась от его предложения вырубить вишневый сад и построить дачи, которые можно было бы сдавать дачникам под аренду. Конечно, это реальный способ заработка, однако Лопахин не понимает, что он вырубает символ национального богатства, что он уничтожает место, «прекрасней которого ничего нет на свете». Лопахин – не отрицательный, но и не положительный персонаж.


Несмотря на то что А.П. Чехов выражал надежду на то, что на смену Лопахина придут Аня Раневская и Петя Трофимов, которые положительно отличаются от других представителей молодежи Яши и Дуняши, данные образы все же также неоднозначны. Слова рассуждающего об общественном изменении Пети Трофимова довольно революционны, однако он, этот «вечный студент», человек больше слова, чем дела. Он рассуждает о том, что для совершенствования человечества необходимо работать, но сам на протяжении всего повествования почти ничем не занят.

Наиболее привлекательным образом в пьесе является Аня. Она стремится «насадить новый сад», который будет еще лучше, чем прежде. Однако А.П. Чехов не показывает, что с Аней будет дальше. Она молода и, следовательно, наивна. Сможет ли она действительно изменить российское общество к лучшему или все так же будет только слушать убеждающие и призывающие речи Пети Трофимова, ничего не делая для строительства лучшего будущего? Ответ на этот вопрос не упоминается в самом драматическом произведении.

«Вишневый сад» – не произведение классицизма, где персонажи делятся на исключительно положительных и исключительно отрицательных. Пьеса А.П. Чехов принадлежит к направлению реализма. В словах Пети Трофимова отражена авторская идея: «Вся Россия наш сад». В основе всей пьесы лежит демонстрация реальной общественной обстановки начала XX века. Являясь представителями либо прошлого, либо настоящего, либо будущего, герои отображают ту противоречивость общества, которую А.П. Чехов видел собственными глазами. Каждый из действующих лиц имеет как достоинства, так и недостатки. Как и в реальной жизни, так и в чеховской системе образов нет «идеальных» персонажей. Даже образ Ани Раневской как представительницы возможного лучшего будущего лишен «идеальности», так автор продемонстрировал существующее в обществе того времени настроение неизвестности и неопределенности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого сада? (по комедии Чехова «Вишнёвый сад»)
  • Что дало основание Толстому назвать Чехова «художником жизни»? (по комедии «Вишнёвый сад»)
  • Какое место в системе образов пьесы занимают Аня и Петя Трофимов? (по комедии Чехова «Вишневый сад»)
  • Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в комедии Чехова «Вишневый сад»?