Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Важное место в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» занимает так называемое фамусовское общество. Как же относятся к нему главный герой Чацкий и Софья, ради которой он приехал в дом Фамусовых? В чем заключаются различия и есть ли что-то общее между отношениями двух персонажей к фамусовскому обществу?

Отношение главного героя к фамусовскому обществу резко негативное. Он осуждает собравшихся в доме Фамусовых за чинопочитание, угодничество, подхалимство, за стремление обрести высокое социальное и материальное положение. Чацкий осуждает представителей «века минувшего» за их негативное отношение к образованию и к нравственным ценностям. Чацкий ярко бунтует против фамусовского общества.

Но своеобразный бунт наблюдается и со стороны Софьи. Ее отношение к чтению книг отличается от мнения Фамусова, который считает, что для того чтобы «зло пресечь», нужно «забрать все книги бы, да сжечь». В то время как Фамусов подбирает Софье богатого жениха, Софья строит любовные отношения с Молчалиным, не видя ничего страшного в том, что он не достаточно богат. Софья фактически отказывается от тех принципов, которые царствовали в светской среде, и проводит свое время с человеком, которого она полюбила, не думая, в отличие от Фамусова, переживающего, «что скажет Марья Алексевна», о том, что скажут окружающие люди. На фразу служанки Лизы «Молва не хороша» Софья отвечает: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Для Софьи искренняя любовь превыше всего, она не согласна выходить замуж по расчету. А.С. Грибоедов показывает, что Софья отличается от типичных представителей фамусовского общества, хотя и имеет много общего с ними, так как она воспитывалась Фамусовым, ярким представителем «века минувшего», и всю жизнь прожила среди фамусовского общества, которое не могло не повлиять на нее.


Разница между отношением Чацкого и отношением Софьи к «веку минувшему» заключается в том, что Чацкий осознает порочность современного ему общества и яро вступает в конфликт с Фамусовым и ему подобными, а Софья вступает в небольшие бунты против принципов фамусовского общества неосознанно, даже не задумываясь о том, что она совершает бунт.

Из-за осознанности Чацкого и неосознанности Софьи различны и судьбы персонажей. Если Чацкий, оскорбленный слухами о его безумстве, уезжает из дома Фамусовых и из Москвы в целом, не желая больше мириться с безнравственным, необразованным и порочным обществом, то Софья остается жить в соответствии с большинством принципов фамусовского общества. Софье не удалось отстоять свое право на любовь, поскольку отец принимает решение отправить ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», чтобы там она научилась, как говорится, уму-разуму.

Таким образом, Чацкий, будучи ярким и единственным среди действующих лиц представителем «века нынешнего», является ярым противником фамусовского общества, имея с ним полностью противоположные взгляды, а Софья сосуществует с «веком минувшим», хотя и имеет некоторые различия во взглядах с ним.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смешными или страшными кажутся вам гости Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»?
  • Почему особым достижением Грибоедова-драматурга Пушкин считал язык комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Справедливы ли обвинения, брошенные Чацким фамусовскому обществу в финале комедии? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Сочувствуете ли Вы Софье Фамусовой, которая, по словам Грибоедова, «предпочла дурака умному человеку»? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)