Что, по-вашему, позволяет говорить о трагизме финала пьесы Горького «На дне»?
Финал пьесы М. Горького «На дне» можно трактовать по-разному, однако нельзя отрицать наличие трагического начала. Что же позволяет говорить о трагизме?
Анна, находящаяся на грани жизни и смерти, в итоге в свои тридцать лет умирает, несмотря на надежды о том, что ей удастся излечиться и «пожить бы... немножко».
Васька Пепел, который хотел воспользоваться советом Луки уйти в Сибирь вместе с возлюбленной Наташей, отправляется в тюрьму отбывать наказание за случайное убийство Костылева. Наташа, которая уже была готова уйти вместе с Васькой Пеплом, несмотря на отсутствие любви к нему, чтобы больше не находиться под властью жестокой сестры Василисы и ее мужа, оказывается в больнице после того, как ее облила кипятком Василиса.
Актер, который получил смысл жизни, узнав от Луки о существовании бесплатной лечебницы для пьяниц, кончает жизнь самоубийством, когда теряет всякую надежду на изменение жизни к лучшему, узнав о том, что лечебницы на самом деле не существует.
М. Горький показывает, что те персонажи, которых жалел Лука, сталкиваются с настоящими трагедиями. Автор выражает мысль о том, что «утешительная» и «примиряющая» ложь не может принести человеку счастье, поскольку он будет только тешить себя ложными надеждами и иллюзиями, которые противопоставлены жестокой реальности, к которой нужно быть готовым.
Но не только Анна, Васька Пепел, Наташа и Актер, образы которых связаны со «сладкой ложью» странника Луки, столкнулись с жизненными проблемами. Остальные жители ночлежки из-за отсутствия внутренней силы не способны изменить собственное существование к лучшему.
Клещ, который надеялся выбраться из ночлежки после смерти жены Анны, в итоге продает свои инструменты, которыми он зарабатывал себе на жизнь, и мирится с тем, что он живет в ночлежке, и с теми, кто находится рядом с ним: «…везде люди… Сначала не видишь этого… потом поглядишь, окажется, все люди… ничего!».
Сатин, который утверждал, что «правда – бог свободного человека», дает Клещу следующий совет, в котором отразилась и его жизненная позиция: «Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!». Сатин утверждает: «Дважды убить нельзя».
М. Горький показывает, что ночлежники живы только физически, внутренне они уже мертвы, а «мертвецы», по словам Сатина, «не слышат» и «не чувствуют». И если самый философски настроенный персонаж ничего не хочет делать для того, чтобы изменить собственную жизнь к лучшему, то что и говорить о таких, как Барон, Бубнов, Настя, Алешка.
Автор показывает, что жизнь тех, кто остался в ночлежке, не изменилась после смерти Костылева и отбытия Василисы в тюрьму. Так называемые «хозяева жизни» исчезли, но люди «дна» так и продолжают относиться к себе как к рабам. То, что ночлежники поют тюремную песню в финале пьесы, говорит о том, что они воспринимают себя как заключенных, которые не имеют возможности выбраться из своей тюрьмы: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит…», «А а в тюрьме моей темно-о!». Ночлежка, где наблюдается только темнота и сырость, нравственная деградация и пустота, вероятнее всего, будет сопровождать их до конца жизни.