Что предопределило трагизм финала пьесы Горького «На дне»?


Пьеса М. Горького «На дне», основной конфликт которой определяют как социально-философский, имеет довольно трагичный финал. Что же предопределило трагизм финала?

Еще начало первого действия, где описывается ночлежка, в которой живут герои, подчеркивает трагизм ситуации: «Подвал, похожий на пещеру». Все персонажи, кроме Костылева и его жены Василисы, являются людьми «дна» как в социальном, так и в физическом плане. Темная и сырая ночлежка – это единственное место, где имеют возможность существовать Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин.


Главные герои пьесы – люди, находящиеся на «дне» жизни. Во многом общество, где царствует несправедливость, виновато в таком положении персонажей. Противопоставляя жителей ночлежки ее владельцам Костылеву и Василисе, автор поднимает проблему социального деления на людей «дна» и «хозяев жизни». Васька Пепел думал о том, что его судьба была предопределена с самого детства, так как он постоянно слышал от других людей, что он воров сын, следовательно, вор сам. Уверенность в своем воровском предопределении, которая во многом основывалась на общественном мнении, определила трагизм судьбы Васьки Пепла, который, планируя отправиться в Сибирь ради того, чтобы там начать новую жизнь, отбыл в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Но не только внешние обстоятельства становятся причиной, по которой герои пьесы не могут выбраться со «дна» жизни. Сатин в беседе с другими ночлежниками утверждает: «Дважды убить нельзя». М. Горький показывает, что Сатин считает себя уже мертвым человеком. Когда умирает Анна, он говорит о том, что «мертвецы» «не слышат» и «не чувствуют». Именно поэтому Сатин ничего не делает для того, чтобы изменить свое существование. Сатин, выступающий против «утешительной» лжи Луки, выражает мысль о том, что никакие надежды и иллюзии хорошей жизни не смогут помочь человеку изменить существование к лучшему. Сатин дает Клещу, который хочет выбраться из ночлежки, следующий совет: «Ничего не делай! Просто – обременяй землю!..». М. Горький показывает, что ночлежники во многом находятся на «дне» жизни из-за собственного бессилия и нежелания бороться с несправедливостью. Герои, считающие себя мертвецами, сами лишают себя возможности душевного возрождения.

Автор показывает, что ночлежники ничего не делают для того, чтобы улучшить условия своей жизни и выбраться со «дна» жизни. Сапожник Алешка за все четыре действия ни разу не приступил к работе. Актеру трудно отказаться от выпивки для того, чтобы вернуться к прежней актерской деятельности. Ему проще тешить себя надеждами о лучшей жизни, к которой он придет благодаря лечебнице для пьяниц, о которой говорил ему Лука, чем самостоятельно бросить пить и начать зарабатывать, чтобы позволить себе условия лучше, чем в ночлежке. Даже Клещ, который уверенно говорил «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу», смиряется со своим существованием в ночлежке и начинает общаться как с равными с теми, кого раньше презирал: «Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему основное действие пьесы Горького «На дне» разворачивается в городской ночлежке?
  • В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы Горького «На дне»?
  • В чём сходство и различие женских судеб в пьесе Горького «На дне»?
  • «Есть - люди, а есть - и человеки...» (по пьесе Горького «На дне»)