Диалог поколений в современной русской литературе


Проблему поколений можно считать вечной, поэтому и в современной русской литературе отображен диалог поколений. Причем каждый писатель обращает внимание на разные стороны взаимодействия между старшим и младшим поколениями. Отражение диалога поколений можно найти в повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» и в рассказе Л.С. Петрушевской «Материнский привет».

В повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» показано, как большинство представителей старшего поколения негативно относятся к «ешкам», ученикам класса коррекции. Влиятельные и обеспеченные родители «ашек» против того, чтобы с их детьми на экскурсию отправился Юра Мальков, имеющий диагноз ДЦП и передвигающийся на инвалидной коляске. Почти все учителя гимназии равнодушно и даже презрительно относятся к «ешкам», даже не пытаясь помочь им преодолеть те трудности, с которыми они не по своей воле были вынуждены столкнуться. Е.В. Мурашова показывает, что ученики коррекционного 7 «Е»-класса, которых большинство считает «антиобщественным явлением», на самом деле добрые, заботливые дети, способные к самопожертвованию. «Ешки» не озлобляются на взрослых людей, несмотря на то что их считают «отбросами общества», они все еще надеются на то, что они и представители старшего поколения найдут общий язык.


В рассказе Л.С. Петрушевской «Материнский привет» показано, как после смерти матери шестнадцатилетний парень Олег сошел с ума, поскольку, перебирая документы умершей матери, он увидел письмо, из которого он понял, что отец на самом деле не был его биологическим отцом, что его отцом был «какой-то человек, с которым мать встречалась, уже будучи замужем». Тогда Олег вспомнил слова своей старшей сестры, которая еще давно «мстительно и зло» намекнула о том, что он узнал только сейчас. Как оказалось после, все увиденное Олегом было результатом нервного срыва после смерти матери. Олег вспоминает, как после жизненных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, к нему приехала старшая сестра, которая «никогда раньше его не любила». Ее слова «Ты мне не верь, что я тебе тогда наговорила насчет матери, это ее наш отец подозревал, он был тяжелым человеком и мог свести с ума кого угодно» заставили Олега пересмотреть те самые документы, которые он смотрел после смерти матери. Теперь он видел «письма матери к отцу, в которых говорилось о любви, о верности, об Олеге и как он похож на отца». Тогда Олег понял, что в шестнадцатилетнем возрасте «видел то, чего не было». Данный рассказ заставляет задуматься над тем, что представители молодого поколения часто не понимают представителей старшего поколения и даже видят в них отрицательные черты, которых на самом деле и нет. Л.С. Петрушевская показывает, что с помощью сестры Олега, которая на момент встречи с ним на самом деле уже была мертва, мать, несмотря на его неоправданные подозрения по отношению к ней, нашла способ связаться со своим сыном и направить его на истинный путь, открыть ему глаза на происходящее.

Таким образом, повесть Е.В. Мурашовой «Класс коррекции» и рассказ Л.С. Петрушевской «Материнский привет» демонстрируют, что младшее и старшее поколения постоянно находятся во взаимодействии, и часто бывает, что между ними возникают недопонимания.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Мысль семейная» в современной русской литературе
  • «Несостоявшиеся судьбы» в современной русской литературе
  • Личность и государство в современной отечественной литературе
  • Военная тема в современной русской литературе