Можно ли утверждать, что добро в сказках Салтыкова-Щедрина побеждает зло, и почему?


В русских народных сказках обычно добро побеждает зло. Можно ли говорить о такой тенденции в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина? Рассмотрим сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В финале сказки «Дикий помещик» показано, что начальники приняли решение «изловить» одичавшего помещика, «высморкать, вымыть и обстричь ногти», а крестьян «изловить» и вернуть на земли к помещику Урус-Кучум-Кильдибаеву. Однако такое решение было принято из-за того, что исчезновение крестьян привело к тому, что теперь некому было вносить подати, работать на базаре, пить «вино по кабакам», «невинными занятиями заниматься», что в уезде появились «грабежи, разбой и убийства». М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что крестьяне, как и раньше, были вынуждены постоянно работать и при этом вносить подати. То есть жизнь крестьян, без которых существование всего общества стало хуже, не изменилась к лучшему, у них так и не появилось никаких прав. То, что глупый помещик, и после возвращения крестьян «раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит», показывает, что помещик так и не осознал значимость крестьянства как класса, что в обществе так и осталось равнодушное отношение к простому народу и его проблемам. Все это говорит о том, что победило зло. На это указывает и то, что крестьяне без сопротивления возвращаются на земли помещика Урус-Кучум-Кильдибаева, продолжая свое рабское существование, не предпринимая попыток борьбы с общественной несправедливостью.


В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показано, что появившийся на необитаемом острове мужик помогает двум неприспособленным к жизни генералам выжить. Мужик помогает генералам и отправиться обратно в Петербург, несмотря на то что по пути до дома генералы «ругали мужичину за его тунеядство». В финале сказки показано, что генералы, оказавшись дома, «напились кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры», «поехали в казначейство» и «денег загребли». Все это указывает на то, что жизнь генералов никоим образом не изменилась. Даже нахождение на необитаемом острове не заставило их задуматься о значимости крестьян, с помощью которых они и живут. То, что генералы отправили мужику, благодаря которому они выжили и вернулись домой, всего лишь «рюмку водки да пятак серебра», говорит о том, что отношение к крестьянам так и будет равнодушное и требовательное. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что мужик так и будет трудиться, получая лишь смехотворную плату за свою деятельность. Мужик не получил ни новых прав, ни благодарности со стороны генералов. Показывая рабскую покорность мужика на необитаемом острове, где он свил веревку, которой сам себя привязал к дереву, сатирик выражает мысль о том, что мужик так и продолжить жить, словно раб. Это нельзя назвать победой добра над злом.

Таким образом, в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина нет тенденции к победе добра над злом, так как сатирик демонстрирует реальную действительность, в которой царствует несправедливость, в которой пороки преобладают над добродетелями.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетается «реализм, трезвый и ясный» с «самой необузданной игрой воображения»?
  • Прием художественного преувеличения в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина (по сказкам «Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и др.)
  • Как в сказках Салтыкова-Щедрина сочетаются комическое и трагическое?
  • Авторское отношение к героям в сказках Салтыкова-Щедрина (по одному-двум произведениям)