Драматизм звучания лирики Тютчева


Лирика Ф.И. Тютчева (в особенности любовная) отличается драматической напряженностью. Поэт выражает мысль о том, что человек всегда находится в «роковом поединке» с кем-то или чем-то.

В стихотворении «Предопределение» любовь не только называется «союзом души с душой родной», но и сравнивается с «поединком роковым», что сразу же добавляет в произведение драматизм. Автор выражает мысль о том, что в «борьбе неравной двух сердец» одно из них, «любя, страдая, грустно млея», «изноет». Ф.И. Тютчев показывает, что любовь не является исключительным счастьем для обеих сторон, что она почти всегда является драмой. Любовь приносит более «нежному» сердцу только страдания, боль, мучения и горе.

В стихотворении «Чему молилась ты с любовью» вновь показаны страдания, с которыми сталкивается возлюбленная лирического героя, которой из-за «насилья бессмертной пошлости людской» приходится стыдиться собственного любовного чувства. Автор показывает: все то, о чем заботилась героиня, «судьба людскому суесловью // на поруганье предала», что «толпа вошла, толпа вломилась» в «святилище» ее души. Ф. И. Тютчев показывает, что любовь – это драма, поскольку человек не может просто любить и наслаждаться своим чувством, он вынужден вступать в конфликт с обществом. Искреннее любовное чувство сталкивается с непониманием со стороны «толпы».


В стихотворении «Последняя любовь» показаны противоречащие друг другу любовные начала. Лирический герой называет любовь и «блаженством», и «безнадежностью». Ф.И. Тютчев вновь указывает на то, что искреннее и нежное чувство любви между двумя людьми оказывается непонятым остальными. Лирический герой понимает, что он не может даже надеяться на то, что общество поймет их роман, он осознает, что ему постоянно придется мучиться самому и приносить страдания своей возлюбленной.

В стихотворении «О, как убийственно мы любим» показаны страдания, которые испытывает возлюбленная лирического героя: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе ее цвело». Называя встречу «роковой», отмечая «буйную слепоту страстей», подчеркивая «убийственный» характер любви, Ф.И. Тютчев демонстрирует драматичность любовного чувства. Любовь стала для возлюбленной лирического героя, как он сам признается, «судьбы ужасным приговором» и причиной легшего на нее «незаслуженного позора». Лирический герой понимает, что любовь между ним и возлюбленной принесла ей только «боль, злую боль ожесточения, // боль без отрады и без слез». В стихотворении показано, что страдает как героиня, так и лирический герой, испытывающий чувство вины за то, что его любовь принесла ей боль.

Драматизм наблюдается в стихотворениях не только на любовные, но и на философские темы. Так, «Два голоса» – стихотворение, в котором автор не отрицает только, что «бой неравен», что «борьба безнадежна», «что нет победы», а «есть конец», однако он призывает не опускать руки, а «мужаться» и «бороться прилежно». Автор демонстрирует, что жизнь – это мучительная борьба, при которой никогда не нужно сдаваться, ведь «кто ратуя пал, побежденный лишь роком, // тот вырвал их рук их победный венец».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем, по-вашему, «таинственная прелесть» лирической поэзии Тютчева?
  • Мир родной природы в лирике Тютчева
  • Что придаёт теме любви в лирике Тютчева трагическое звучание?
  • Какую роль в поэзии Тютчева играет приём противопоставления?