Духовные искания героев отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI века


В отечественной прозе второй половины ХХ – начала ХХI вв. наблюдается демонстрация духовных исканий героев. Это можно увидеть в повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» и в повести Д.И. Рубиной «Когда же пойдет снег?».

В повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия» продемонстрирован конфликт девятиклассницы Оли и учительницы Евдокии Савельевны. За отсутствие понимания моды ученики, в частности Оля, называли учительницу «безумной». В финале произведения становится очевидным, что немодно одетая Евдокия Савельевна, рассуждая на родительских собраниях о том, что «важно прививать детям чувство прекрасного, учить их замечать и понимать красоту», говорила не о внешней, а о внутренней красоте человека.

А.Г. Алексин демонстрирует, что родители Оли очень любили ее, даже считали «центром семьи», поэтому они также негативно относились к Евдокии Савельевне, еще не понимая, о чем она говорит и чему она учит детей и даже их родителей. Родители Оли доверялись мнению своей дочери относительно Евдокии Савельевны и также называли ее «безумной».

Когда во время школьного похода по местам боевой славы Оля пропала, ее отец сразу же выразил уверенность в том, что «безумная» Евдокия является одной из причин пропажи дочери. Но разговор с учительницей заставляет отца Оли по-другому посмотреть на методы обучения и воспитания Евдокии Савельевны, на то воспитание, которое давали они сами. Отец понимает, что Оля эгоистично поступила с самыми родными и близкими людьми по той причине, что именно они, родители, постоянно потакали ее стремлению выделиться и быть всегда первой, не замечая свойственную Оле бестактность.


А.Г. Алексин, показывая, что отец впервые осознает, что он и его жена повернули куда-то не туда в воспитании Оли, выражает мысль о том, что отцу, как и самой Оле, еще предстоит многое осознать, что их духовные искания не заканчиваются, наоборот, они только начинаются.

В повести Д.И. Рубиной «Когда же пойдет снег?» особое внимание уделяется изменениям, произошедшим внутри девочки-подростка Нины. Пятнадцатилетнюю героиню беспокоит то, что отец после смерти матери решает жениться на другой женщине. Сначала она воспринимает поступок отца как настоящее предательство, поскольку не понимает, как можно забыть того человека, которого ты любил, и уйти к другому, предав как свою любовь, так и свою семью.

Старший брат Максим говорит Нине так: «У тебя возраст обвиняющий. Надо, чтобы ты милосерднее стала, чтобы сердце у тебя поумнело». Но Нина не может измениться по совету своего брата, она получает такую возможность только тогда, когда сама начала задумываться о жизни.

Оказавшись в больнице и находясь в ожидании операции, Нина по-другому смотрит на окружающий мир, она понимает, что многое она либо не замечала, либо понимала неправильно. Услышав от Бориса историю любви его бабушки, узнав от брата о тайной любви их матери, став свидетелем смерти находящейся в больнице девушки, Нина становится взрослее. Осуждение к отцу сменяется пониманием, Нина прощает отца и становится мудрее, а вместе с этим – милосерднее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема служения Родине в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Тема взаимопонимания между людьми в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI века
  • Образ дороги и тема жизненного пути в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.
  • Образ писателя в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.