«Есть - люди, а есть - и человеки...» (по пьесе Горького «На дне»)


Пьеса М. Горького «На дне» носит социально-философскую направленность. Лука, образ которого важен в идейно-смысловом содержании всего драматического произведения, произносит следующую фразу: «Есть – люди, а есть – и человеки…». Как же можно объяснить данное высказывание?

Данной фразой странник Лука, оказавшийся в ночлежке для людей так называемого «дна», отвечает на следующую фразу «хозяина жизни» Костылева «Все хорошие люди пачпорта имеют… да!». Лука, которого можно назвать хорошим психологом, видит бездушность Костылева. В пьесе показано отношение Луки к хозяину ночлежки: «Про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик». Из этого следует, что Лука говорит о том, что людей в мире много, но Человеком является не каждый из них. Так, Костылев, очевидно, имеющий «пачпорт» и, следовательно, считающий себя «хорошим человеком», таковым на самом деле не является. М. Горький высказывает следующую мысль: характеристикой человека является не принадлежность к данному виду, а нравственные качества. Автор демонстрирует: если «хозяева жизни» обращают внимание лишь на такие внешние факторы, как социальный статус, материальное положение, то люди, находящиеся на «дне», наоборот, – на внутренние качества. Арестанты, пьяницы, шулеры, живущие в ночлежке, оказываются человечнее «хозяев жизни» Костылева и его жены Василисы.


Шулер Сатин задается вопросом: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?». Здесь демонстрируется мысль о равенстве так называемых людей «дна» и «порядочных людей». Судить их нужно не по социальному положению и деятельности, а по нравственным качествам. Васька Пепел утверждает, что человека нельзя судить по его работе, поскольку по такой логике лошадь намного лучше человека, так как она сильнее и способнее.

В пьесе показано, что многие обитатели ночлежки уверены в равенстве людей. Лука утверждает: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю <…>». Странник говорит о том, что пьяницы – тоже люди. Подобную мысль высказывает и его идейный противник в споре относительно правды и лжи Сатин: «Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер... ну, да!». М. Горький показывает, как меняется мировоззрение Барона, который, по словам Васьки Пепла, раньше своих соседей по ночлежке даже не считал за людей: теперь Барон общается с ночлежниками, как с равными самому себе. Даже Клещ, который делил людей на «рвань» и «рабочих людей», презрительно относясь к первым, в итоге сближается с другими ночлежниками, мирится со своим существованием, приходя к следующему выводу: ««Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!». Лука высказывает мысль о том, что каждый, вне зависимости от его социального положения и деятельности, является человеком, так как «всегда своей цены стоит». Странник утверждает: «А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему основное действие пьесы Горького «На дне» разворачивается в городской ночлежке?
  • В чём заключается своеобразие финального звучания пьесы Горького «На дне»?
  • Что предопределило трагизм финала пьесы Горького «На дне»?
  • В чём сходство и различие женских судеб в пьесе Горького «На дне»?