Философская проблематика поэзии Пушкина


А.С. Пушкин во многих произведениях обращается к философским проблемам. Так, в стихотворениях «Телега жизни», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Зимняя дорога» и «Элегия» затрагивается проблема жизни и смерти.

В первом стихотворении, которое имеет весьма метафоричное название, жизнь сравнивается с поездкой на телеге. Здесь выражается мысль о быстротечности жизни: она также недолговременна, как и поездка на телеге. Лирический герой находится в пути, и телега не останавливается точно так же, как и не останавливается человеческая жизнь. Здесь выражается мысль о неизбежности временного течения, о неотвратимости смерти. Утренний путь сравнивается с молодостью: герой на телеге, которая «на ходу легка», «презирает лень и негу», символизирует юношу, который радуется жизни. Путь в полдень сравнивается с серединой жизни: герой, у которого «нет уж той отваги» и которому становится «страшнее», просит ямщика ехать «полегче», что символизирует более трезвую оценку мира и собственного существования, свойственную взрослым людям. Вечерний путь сравнивается со старостью: герой, привыкающий к катящейся телеге, символизирует старого человека, уже равнодушно относящегося к собственному существованию и находящегося в ожидании своей смерти, осознавая ее неотвратимость. Ночлег, к которому направляется телега, символизирует смерть, с который человек не может не встретиться.

о


Лирический герой второго стихотворения постоянно задумывается о смерти. Свой день рождения он воспринимает как «грядущей смерти годовщину». Смотря на дуб, герой думает о том, что тот переживет его «век забвенный», как когда-то пережил и «век отцов». Смотря на младенца, герой думает о том, что у него есть возможность «цвесть», в то время как у него, уступающему ребенку место, есть лишь возможность «тлеть». Размышления лирического героя «Мы все сойдем под вечны своды» указывают на мысль о неотвратимости смерти. Однако то, что герой думает о том, чтобы умереть «ближе к милому пределу», говорит о том, что он не боится смерти, а воспринимает ее как естественный процесс, с которым должен столкнуться каждый человек.

Лирический герой третьего стихотворения также находится в дороге. Ему не нравится поездка, у него плохое настроение: он обращает внимание на «печальные поля», на которые «льет печально свет» луна, на колокольчик, который «утомительно гремит», он видит вокруг себя лишь «глушь и снег» и «версты полосаты». Лирический герой называет поездку «скучной», говоря о том, что вокруг него нет «ни огня, ни черной хаты». Лирический герой утверждает: «Путь мой скучен». Такая скучная поездка сопоставима с внутренним состоянием лирического героя: он не чувствует никакого удовлетворения от поездки, как не чувствует радости от собственного существования.

Лирический герой четвертого стихотворения говорит так: «Мой путь уныл». Лирический герой признается о том, что «безумных лет угасшее веселье» ему тяжело, что «печаль минувших дней» становится сильнее. Однако настроение в стихотворении резко меняется. Лирический герой утверждает: «Но не хочу, о други, умирать; // Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Он все еще выражает надежду на лучшее будущее, хотя и не отрицает неотвратимость смерти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема «чудного мгновенья» в лирике Пушкина
  • Природа как источник вдохновения в поэзии Пушкина
  • Какие «чувства добрые» стремился пробудить Пушкин своей лирикой?
  • В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике Пушкина?
  • В чём проявляется избранничество поэта? (по лирике Пушкина)
  • Как в лирике Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?