Герои глазами других персонажей в русской литературе


Многие художественные произведения отечественных писатели построены так, что главный герой показан глазами других персонажей. К таким произведениям можно отнести роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» и рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

В рассказе «Бирюк» повествование ведется от лица заставшего дождь в лесу человека, которого отводит в свою избу лесник, имеющий прозвище Бирюк. В рассказе «Уроки французского» повествование ведется от лица героя, который вспоминает свои детские годы и свою учительницу Лидию Михайловну в частности. В отличие от этих двух произведений, в которых все повествование ведется от одного лица, в лермонтовском романе повествование ведется от разных лиц. Главный герой Печорин показан глазами двух персонажей: в главе «Бэла» главным рассказчиком становится Максим Максимыч, а в главе «Максим Максимыч» Григорий Александрович показан глазами офицера-рассказчика.

М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и В.Г. Распутин показывают своих персонажей глазами других героев не просто так, а с определенными целями.

И.С. Тургеневу было важно продемонстрировать ошибочность мнения окружающих Бирюка людей относительно него: рассказчик увидел, что Бирюк – добрый, готовый войти в положение других людей человек, что не соответствует представлениям мужиков, которые негативно относились к Бирюку из-за того, что он не позволял им воровать из леса и был достаточно строг с ними.


М.Ю. Лермонтов с помощью демонстрации Печорина глазами других персонажей и с помощью смены рассказчиков подчеркивает его противоречивый характер. Первоначально Печорин представлен глазами Максима Максимыча, который, как читатель поймет из «Журнала Печорина», не до конца понимал своего сослуживца. Затем образ показан глазами рассказчика, который впервые видит Григория Александровича вживую, до этого только слыша об этом человеке от нового знакомого Максима Максимыча. М.Ю. Лермонтов, сначала раскрывая печоринский образ посредством восприятия другими персонажами, а затем – через его дневниковые записи, демонстрирует противоречивый характер Печорина: если в первых двух главах, где Печорин представлен глазами Максима Максимыча и рассказчика, главный герой считается читателем больше отрицательным, чем положительным персонажем, то уже записи самого Печорина помогают обратить внимание не только на его недостатки, но и на его положительные качества.

В.Г. Распутин раскрывает образ учительницы Лидии Михайловны через восприятие рассказчика для того, чтобы выразить собственную позицию: поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Рассказчик, который вспоминает учительницу французского языка с особой теплотой, выражает мысль о том, что она преподала ему уроки доброты и милосердия. Через восприятие рассказчика автор выражает свою позицию, которая противопоставлена позиции директора школы, который уволил Лидию Михайловну, назвав поступок учительницы настоящим преступлением.

Получается, что во всех трех произведениях такой прием, как раскрытие образа через восприятие другими персонажами, помогает в выражении авторской позиции: М.Ю. Лермонтов подчеркивает неоднозначность образа Печорина, И.С. Тургенев подчеркивает ошибочность мнения мужиков и доброту Бирюка, В.Г. Распутин подчеркивает доброту и способность к самопожертвованию, свойственные Лидии Михайловне.

Во всех трех художественных произведениях показаны сложные и противоречивые отношения между людьми, авторы подчеркивают, что ни один человек не может полностью понять другого человека, что мнения разных людей об отдельной личности могут кардинально отличаться друг от друга.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ героя-одиночки в русской литературе
  • Образы «книжных» героинь в русской литературе
  • Противоречие внешней жизни и внутренних устремлений героя в русской литературе
  • Неоднозначный взгляд автора на героя в русской литературе