Герои, попадающие в чуждый дня них мир в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей в центре внимания находятся герои, которые попали в чуждый для них мир. Такие герои наблюдаются в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме А.Н. Островского «Гроза» и в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

Центральный персонаж грибоедовской комедии Чацкий, возвратившись из заграницы в Россию, сразу же отправляется в дом Фамусова, чтобы увидеться с Софьей, в которую он влюблен и с которой он был раньше близок. Это говорит о том, что Чацкий родился и вырос среди представителей «фамусовского общества». Однако мировоззренчески герой был далек от окружающих его людей. Чацкий понимал, что те принципы, в соответствии с которыми живут представители «фамусовского общества», безнравственны, что общество требует перемен. То общество, в котором Чацкий оказался по приезде в Россию, оказалось чуждо ему. И то, что среди действующих лиц не было ни одного персонажа, который бы поддержал Чацкого и имел одинаковые с ним взгляды, говорит о полном одиночестве главного героя, о его отчужденности от общества, которое его не поняло и признало сумасшедшим.

Оказалась в чуждом для нее мире и героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Катерина, привыкшая к свободной жизни, когда она была счастлива и находилась в гармонии с самой собой, выйдя замуж, оказалась в «темном царстве», где царили «жестокие нравы». Катерина была совершенно одинока, так как ни муж Тихон, ни Борис, которого она полюбила, ни Варвара, которая была добра к Катерине, не смогли ее понять. Если другие жители Калинова либо смирились с ужасающими условиями жизни, либо приспособились к ним, так как они с рождения жили рядом с самодурами Кабанихой и Диким, то Катерина не смогла ни приспособиться, ни смириться. Главной героине была тягостна жизнь в чуждом ей мире, поэтому она совершила самоубийство.


Подобная ситуация описана в другой пьесе А.Н. Островского – «Бесприданница». Главная героиня – бесприданница Лариса Огудалова – была нравственно чистым человеком, поэтому она болезненно воспринимала то, что в обществе главным были материальные ценности и положение человека в обществе. Лариса Огудалова не хотела быть игрушкой в руках других людей, она хотела любви и счастливой спокойной жизни, лишенной предрассудков. Однако окружающие люди были материально зависимыми, они не ценили положительные черты человека, оценивая его только по оболочке. Лариса Огудалова оказалась никем не понятой, ни Паратов, в которого была влюблена героиня, ни Карандышев, который хотел жениться на ней, ни мать Ларисы не понимали ее. Невозможность жить в обществе, принципы которого были чужды ее собственным принципам, заставила Ларису мечтать о смерти, которую она в итоге и получила.

Как видим, в произведениях А.Н. Островского судьбы героев, попавших в чуждый для них мир, по-настоящему трагичны: и Катерина, и Лариса Огудалова погибают, так как они не могут существовать в том обществе, которое живет в соответствии с безнравственными принципами, требующими изменений. Финал грибоедовской комедии менее трагичен. Катерина и Лариса Огудалова воспринимают отчужденность, непонятность и невозможность жить так, как хочется им, болезненнее, чем Чацкий.

Во всех трех произведениях подчеркивается одиночество главных героев: ни у Чацкого, ни у Катерины, ни у Ларисы Огудаловой не было сподвижников и единомышленников, все они оказались непонятыми окружающими людьми. А.С. Грибоедов и А.Н. Островский показывают, что общество негативно относится к людям, которые имеют взгляды, не похожие на их понятия обыденного существования.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Герои, испытывающие сомнения в русской литературе
  • Лирические отступления в русской литературе
  • Произведения с кольцевой композицией в русской литературе
  • Произведения, в которых используется прийом «рассказ в рассказе» в русской литературе