Гибель Катерины – сознательный протест против калиновского мира или жест отчаяния? (по пьесе Островского «Гроза»)


В финале драмы А.Н. Островского «Гроза» показано, как главная героиня Катерина совершает самоубийство, бросившись в воду. Чем же является поступок Катерины – сознательным протестом против калиновского мира или жестом отчаяния?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, даже литературные критики и исследователи толковали образ Катерины и ее финальный поступок по-разному.

А.Н. Островский показывает, что Катерина имела взгляды на жизнь, которые отличались от жизненных приоритетов жителей города Калинова. Неслучайно в драме появляется сцена, где Катерина рассказывает о своей прошлой жизни и сравнивает себя с вольной птицей. Автор показывает, что Катерина привыкла к свободе, которой она лишилась, выйдя замуж за Тихона и оказавшись в семье Кабановых, где главой семейства была яркая представительница «темного царства» Кабаниха. Жизненные принципы, в соответствии с которыми жили калиновцы, настолько сильно противоречили сущности Катерины, что она не смогла больше жить в условиях, которые были противны ей. Для главной героини смерть казалась приятнее, чем жизнь в несвободе. Она утверждает: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно». Для нее смерть – такое же несчастье, как и жизнь в жестоких условиях «темного царства». После прощания с Борисом Катерину пугает то, что ее могут «поймать да воротить домой насильно». Она больше не хочет жить так, как за нее решили другие люди, она больше не хочет тяготиться несвободой, от которой в Калинове избавиться просто невозможно.


Аргументом к тому, что самоубийство Катерины становится своеобразным бунтом, можно считать то, что после ее гибели ломаются привычные устои, даже смирившийся с несправедливостью и жестокостью власти самодуров Тихон восстает против «темного царства», обвиняя в смерти Катерины собственную мать.

Но поступок главной героини можно назвать и жестом отчаяния. Несомненно, продолжать жить в доме Кабановых и пытаться полюбить своего мужа Тихона Катерина после признания в грехе не собиралась. Однако Катерина видела выход из сложившейся ситуации: она предлагает Борису, которого она искренне любит, поехать вместе с ним в Сибирь. Если бы Борис согласился с предложением Катерины, она, вероятнее всего, не стала бы кончать жизнь самоубийством, она бы уехала и стала жить свободной жизнью, как и хотела, тем самым продемонстрировав «темному царству», что для того чтобы жить счастливо, необязательно жить по законам прошлого. Самоубийство Катерины – отчаянный поступок, так как она не знала, что ей делать дальше.

Однако можно увидеть задумчивость Катерины, когда она прощалась с Борисом. Героиня просит своего возлюбленного о следующем: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». Вероятно, Катерина уже осознает, что она совершит самый большой грех – покончит с собственной жизнью. И Борис догадывается, что Катерина что-то хочет сделать с собой: «Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего?». Получается, что самоубийство Катерины – не тот поступок, на который она решилась резко, в минуту дикого отчаяния. Какое-то время она думала о том, чтобы сделать это.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из героев пьесы Островского «Гроза» кажется вам выразителем авторской позиции и почему?
  • В чем своеобразие конфликта пьесы Островского «Гроза»?
  • Можно ли утверждать, что в пьесе Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение, и почему?
  • Как авторская позиция проявляется в финале пьесы Островского «Гроза»?