«Голос эпохи» в поэзии Маяковского


В.В. Маяковский всегда был неравнодушен к судьбе Родины, поэтому в его стихотворениях часто отражались происходящие в те времена события. Став своеобразным «голосом эпохи», поэт отражал революционные и послереволюционные события.

В стихотворении «Левый марш» наблюдаются призывы к участию в революционных событиях: «Глаз ли померкнет орлий?// В старое станем ли пялиться? // Крепи // у мира на горле // пролетариата пальцы! // Грудью вперед бравой! // Флагами небо оклеивай!». Для того времени действительно были характерны призывы и воодушевленные речи, адресованные к защитникам революции.

В стихотворении «Ода революции» продемонстрирована не только авторская позиция относительно революции (через восклицания лирического героя), но и точки зрения всех людей того времени. Революция была для кого-то «звериной», для других – «детской», для кого-то – «копеечной», для других – «великой». В.В. Маяковский не восхваляет революцию, не отрицая того, что она, кроме положительных моментов, имела и негативные стороны, поэтому ей в стихотворении и дается характеристика «двуликая». Революция принесла стране как «стройную постройку», так и «груду развалин». Автор демонстрирует не только точку зрения себя и своих единомышленников («восторженно возношу // над руганью реемой // оды торжественное // «О»; «о, четырежды славься, благословенная!»), но и противоположные взгляды: «о, будь ты проклята трижды!». Поэту удалось передать разное отношение к одному и тому же историческому событию, которое оказывало влияние на весь народ и на каждого его представителя.


Реальная действительность отображалась и в сатирических стихотворениях В.В. Маяковского. В стихотворении «Ханжа» через образ Васюткина Петра Ивановича раскрываются сущности «всероссийских ханжей». Герой, будучи «христианином», часто произносящим фразы «Ей богу», «Вот те крест», «Бог послал», «День прожил – и слава богу», на самом деле жесток и нравственно пуст: он не помогает нищим, «сколько не проси», «грабит», берет взятки, «мочалит волосья и тело» своей жене, сечет собственных детей, «режет» и совершает другие безнравственные и беззаконные поступки. Но Петр Иванович не считает себя плохим человеком, поскольку он демонстрирует всем свою религиозность: «бога беспокоит много – тыщу раз, должно быть, в сутки упомянет имя бога». В.В. Маяковский обличает пороки современного ему общества: те, кто пытается показать себя «святошами», на самом деле являются ужасными людьми. За постоянным упоминанием «имя божеского», за верой скрывается нравственная пустота и жестокость.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» обличается бюрократизм. Подчеркивается абсурдность «учреждений»: Губкооператив, А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком, объединение Тео и Гукона. Органы власти занимаются решением незначительных и даже смешных вопросов: например, «покупка склянки чернил». Автор подчеркивает, что государственные служащие обязаны постоянно посещать различные заседания, которых в день насчитывается около двадцати. Из-за этого простые люди, которым требуется помощь от государства, не могут попасть на прием к власть имущим: «исколесив сто лестниц», они слышат, что им нужно прийти только через час, а через час – «ни секретаря, ни секретарши нет – голо!».

Таким образом, В.В. Маяковский во многих своих стихотворениях отобразил реалии современного ему общества, показывая его как положительные, так и отрицательные стороны.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие ценности утверждаются в поэзии Маяковского?
  • Каким предстаёт лирический герой в поэзии Маяковского?
  • Каким предстаёт мир обывателей в творчестве Маяковского?
  • «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» - художественные особенности лирики Маяковского