Говорящие имена и фамилии в русской литературе


Во многих художественных произведениях авторами используется такой прием, как «говорящие» имена и фамилии. Так, «говорящими» являются имена и фамилии героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Во многих «говорящих» фамилиях и именах подчеркиваются основные, важные для раскрытия все образа черты.

Многие «говорящие» фамилии явно выражают авторскую мысль, любой читатель увидит, что автор произведения с помощью фамилий указывает на определенные характеристики персонажей. Фамилия Простакова из «Недоросля» подчеркивает, что герой является, по едкому замечанию госпожи Простаковой, «простаком». В фамилии фонвизинского Скотинина выражена любовь безумная героя к свиньям. В фамилии Скотинина и Скотининой (в замужестве Простаковой) подчеркивается жестокость, грубость и скотское отношение к слугам. Герою «Горя от ума» Молчалину принадлежит фамилия, подчеркивающая его молчаливый характер, связанный с жизненной позицией прислуживать и пресмыкаться перед высокопоставленными лицами ради собственной выгоды. Фамилия Ляпкина-Тяпкина из «Ревизора» указывает на то, что судья Аммос Федорович выполняет свою работу «тяп-ляп», то есть быстро и небрежно. В фамилиях гоголевских персонажей лекаря Гибнера, частного пристава Уховертова и полицейского Держиморды подчеркивается несовершенство здравоохранительной и полицейской системы.


Все перечисленные выше фамилии несут в себе отрицательное значение, что говорит о том, что часто «говорящие» фамилии подчеркивают пороки персонажей, их отрицательные черты. Однако авторы художественных произведений используют «говорящие» фамилии и для того, чтобы подчеркнуть лучшие качества положительных персонажей. Так, в комедии «Недоросль» используются следующие фамилии: Стародум, с помощью чего подчеркивается, что герой придерживается старых принципов, Правдин, благодаря чему подчеркивается стремление героя к правде.

Используются авторами художественных произведений и такие фамилии, значение которых определяется по этимологии. Например, с помощью фамилии учителя Кутейкина из «Недоросля» подчеркивается его первоначальная деятельность семинариста, церковнослужителя. Фамилия героя «Горя от ума» Фамусова происходит от латинского слова «молва», что акцентирует читательское внимание на зависимости героя от общественного мнения. Фамилия центрального персонажа комедии «Ревизор» Хлестаков имеет несколько значений, скрытых в корне слова: хлестать – врать, пустословить; хлыст, хлыщ – щеголь, повеса, волокита; хлыст, хлест – наглец, нахал, сплетник. Первая часть фамилии гоголевского Сквозник-Дмухановского носит в себе значение «хитрый, зоркий умом, проницательный человек; пройдоха, опытный плут и пролаза», а вторая часть фамилии – «дуть, вздувать». В фамилии просматривающего чужие письма почтмейстера Шпекина из «Ревизора» есть корень «шпек», который на некоторых языках обозначает шпиона, что подчеркивает любовь героя «шпионить» за жителями уездного города.

Чаще всего «говорящей» функцией обладают фамилии, однако и имена могут служить авторским приемом раскрытия образа персонажа. Так, имя Милона из «Недоросля» подчеркивает существующие между Милоном и Софьей любовные отношения, а также демонстрирует, что герой является положительным, «милым сердцу». Имя Митрофана из «Недоросля» носит значение «похожий на свою мать», что соответствует сюжету комедии.

Таким образом, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь в своих комедиях используют «говорящие» имена и фамилии в качестве одного из средств раскрытия образов, а также в качестве раскрытия главной идеи произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема греха и потояния в русской литературе
  • Собирательный образ провинциального города в русской литературе
  • Историческая тема в русской литературе
  • Тема народного бунта в русской литературе